29 ноября на телеканале "Россия 1" – масштабная премьера — многосерийный фильм Сергея Урсуляка "Тихий Дон" по одноименному роману Михаила Шолохова, принесшего своему создателю всемирную славу и Нобелевскую премию. О работе над картиной Сергей Урсуляк рассказал в интервью "Вестям в субботу".
- Сергей Владимирович, это будет четвертая или пятая экранизация "Тихого Дона" в России?
- Четвертая.
- Были черно-белая и немое кино...
- 1930 год.
- Герасимов, Бондарчук...
- И вот мы с вами.
- Как вы на это замахнулись?
- Страшно, конечно, но глаза боятся, а руки делают.
- Признаюсь в страшном грехе: "Тихий Дон" прочел очень поздно, мне было 30 с лишним лет. Было это так: я открыл с утра книгу и закрыл, кажется, на следующий день, потому что просто "проглотил". И я до сих пор не могу понять, как это было опубликовано в советские годы?! Это же глубоко антисоветское произведение.
- Совершенно верно. Но оно печаталось не сразу, насколько я знаю. Сначала печатались первые два тома. А потом, думаю, огромную роль сыграло время, когда вышел первый том. Тогда все-таки еще и "Белая гвардия" выходила, еще что-то.
- Еще маховик коллективизации не раскрутился до конца.
- Совершенно верно. Также Шолохов был не московский писатель, что тоже сыграло свою роль. Была поддержка Горького.
- Я — 1972 года рождения. Я — их последних изучавших историю КПСС. По моим наблюдениям, для ребят, которые моложе меня, эти советские реалии – в тумане. А ведь у Шолохова очень многое основано как раз на исторических событиях. Первая Мировая война, революция... Как современному зрителю объяснить то, о чем идет речь в "Тихом Доне"? Или это любой русский человек обязан знать?
- Любой человек, русский он или нет, обязан знать, что в 1914 году была Первая Мировая война, в 1917-м — сначала одна революция, потом другая, потом Гражданская война и так далее. Он обязан это знать. Но поскольку у нас фильм – мы старались так делать – не про это, а про людей, которые попадают в страшный маховик истории, я считаю, что подробности советской власти или какой-то другой здесь не столь важны.
- Это просто испытание историей.
- Совершенно верно. И это — рассказ о том, как жили люди, а потом случилось нечто, когда все вроде хотели сделать хорошо, а сделали только хуже. И это воспринимается на чувственном уровне, а не как сдача истории, ЕГЭ и так далее.
- Предпринимается попытка воссоздания истории. Но очень часто из этого немного получается лубок. Как вы воссоздавали быт того времени?
- Мы воссоздавали его, отталкиваясь от Шолохова, в первую очередь, от каких-то хроник, фотографий, от музейщиков, которые нам очень помогали, отталкиваясь от ощущений. Стопроцентной правды на таком расстоянии быть не может. Есть некое ощущение правды. Мне кажется, что мы не переворачиваем суть вещей, мы рассказываем о том, о чем рассказал Шолохов, просто присущим нам сегодня языком. Языком эстетическим.
- У Сергея Маковецкого будет серьга в ухе. В каком? Говорят, она чуть ли не настоящая.
- Я уже не помню. Маковецкий лучше знает, какое ухо дырявил.
- По-настоящему?
- Конечно. Вообще там все было по-настоящему. Эту серьгу один человек принес. Она — его деда. Серебряная.
- То есть не бутафория, не реквизит?
- Нет. У нас была своя бутафорская, очень хорошо сделанная серьга, но когда ты носишь в ухе серьгу человека, жившего в начале XIX века, это совсем другое ощущение. Я думаю, что Сереже это какой-то припек дало. Когда я видел стертые до крови ноги наших артистов, которые осваивали лошадей, я думаю, что это дает определенное ощущение.
- Именно донских лошадок?
- Да. Я понимаю, что это дает ощущение. Когда ты управляешь быками, едучи на телеге, это абсолютно другое. Наши девочки сеяли, жали.
- Вы какую-то там толстовщину развели.
- Абсолютно. Для того, чтобы погрузиться.
- Для того чтобы влиться в Шолохова, развели толстовщину?
- Совершенно верно. На самом деле, если делать дело всерьез, нужно подходить именно так.
- Есть какая-то отдельная история про поле.
- Да, есть. Нам нужно было поле, засеянное подсолнухами, поэтому мы его засеяли.
- Если на юге снимать, тогда, когда подсолнухи созревают, съемок не будет, потому что будет плюс 40. Это просто умереть!
- Мы это пережили.
- Вы как раз посеяли пораньше? Выросло тогда, когда еще можно снимать?
- Совершенно верно. Я очень рад. Этот год съемок для ребят-дебютантов был полон опыта, который будет сопровождать их всю жизнь. Я думаю, что огромное и замечательное дело сделано каналом "Россия 1", что он доверил эти роли необъезженным, так сказать, лошадям, молодым.
- То есть много ребят, которых мы увидим впервые на таком экране?
- Огромное количество.
- Из звезд — Маковецкий? Он играет Мелехова-старшего?
- Маковецкий, Зайцева – Ильинична. Из более-менее молодых известных – Саша Яценко в роли Кошевого.
- Ваша дочка Даша?
- Она никому неизвестна, кроме меня.
- Кого она играет?
- Наталью Коршунову, жену Григория.
- Кто еще из известных?
- Молодой Никита Ефремов. Все остальные ребята снимались или в первый раз, или снимались в такой ерунде, что и вспоминать не нужно. Поэтому большое количество молодых, незамутненных замечательных артистов. Я надеюсь, что зрителям предстоит в этом убедиться.
- Григорий прошел все: за белых повоевал, за красных повоевал, Первую Мировую прошел. А что с ним было дальше?
- Если говорить об истории, то, конечно, ничего хорошего ему не светило. Но попытки сделать из Григория героя еще и Великой Отечественной войны не увенчались успехом. Я думаю, что его судьба трагична. И в этом есть замечательная правда "Тихого Дона" и жизни, потому что в этом есть некое искупление.
- Искупление того, что страна сотворила сама с собой?
- Того, что страна натворила, того, что он натворил. В этом есть искупление и покаяние, и все, что хотите. Счастливого конца в такой истории быть не может.
- Сами уже посмотрели целиком или будете на экране смотреть? На всех этапах монтажа присутствовали?
- Там все, что сделано, сделано моими товарищами и мной, поэтому за все несу ответственность я.
Первые серии фильма можно увидеть 29 ноября в 21:30 на телеканале "Россия 1", а также на сайте Russia.tv в режиме онлайн-трансляции. Сразу после эфира все серии появятся в архиве видео. В Интернете увидеть уникальные кадры, а также познакомиться с тем, как создавался фильм, можно на специальном сайте tihiydon.tv