Тема:

Российско-турецкие отношения 7 месяцев назад

Санкции против Турции: незаменимых нет

Президент дал правительству два дня на разработку пакета мер в ответ на турецкую агрессию. Предложения уже представлены, а позже последовал указ президента.

Автор: Дмитрий Киселёв

Президент дал правительству два дня на разработку пакета мер в ответ на турецкую агрессию. Предложения уже представлены, а позже последовал указ президента. 30 ноября по указу ждем постановления правительства. Тогда будет уже детализация. Но, в принципе, круг очерчен. В нем — меры, действительно оправданные в момент, когда отношения с Турцией обострены до предела.

Отмена безвизового режима продиктована заботой о нашей безопасности, ведь теперь мы сможем как минимум знать, а как максимум "просеивать" турок, что посещают Россию. Контроль явно не лишний.

Туризм в Турцию в условиях активизации там деятельности радикальных организаций опасен.

Сворачивание строительного бизнеса турков в стране как нельзя своевременно, поскольку и свой строительный комплекс мощный и недогруженный. Свободных рук в секторе предостаточно.

Развитая сеть обосновавшихся у нас турецких "представительств" разного рода и вправду используется против России. Что ж касается продовольствия, то из Турции идут в основном овощи. Замена легко найдется, а вообще-то пора и самим теплицы строить.

Автор: Игорь Кожевин

"Национальная безопасность", "защита граждан России", "специальные меры в отношении Турции" — уже из названия подписанного 28 ноября указа многое понятно. Российским гражданам и организациям настоятельно не рекомендовано относиться к Турции так, как раньше. А раньше благодаря безвизовому режиму больше нас в Турцию ездили только немцы. Туристическая отрасль давала Анкаре почти 4% ВВП. Но Москва больше не позволит одновременно зарабатывать и на россиянах, и на нефти от ИГ.

"Через Турцию налажен трафик боевиков в различных направлениях. И в этой связи принято решением руководством РФ о том, чтобы приостановить безвизовый режим, который действует между Россией Турецкой Республикой. Это решение вступит в силу с 1 января 2016 года. Это не надуманные угрозы, это угрозы вполне реальные", — заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Новых туров и чартеров в Турцию, согласно указу, не будет. На рекламу своей страны среди российских туристов 10 миллионов шекелей выделило правительство Израиля. А в наших турагентствах такие разговоры: образовалось новое направление — Иордания, если пляжный отдых, то Юго-Восточная Азия.

Пункт первый указа предполагает, что правительство назовет товары турецкого происхождения, которые будут запрещены к ввозу в Россию. Мы покупаем овощи и фрукты, одежду и ткани, обувь, семена подсолнечника, моющие средства, свежую рыбу и мебель. Что выберет правительство, станет понятно 30 ноября. Но даже те товары, что останутся, будут под особым контролем.

Дополнительные проверки в порту Новороссийска. Отношение к Турции теперь на общих основаниях как к стране, которая потеряла доверие. Минсельхоз заявил: 15% продукции из Турции не соответствует российским нормам. И это при том, что в отдельных сетях четверть овощей и фруктов — турецкие, помидоров — вообще у нас 56%. Но незаменимых овощей и фруктов нет — такой ответ дает даже беглый взгляд на крупнейший оптовый центр страны. Много — из России — из Крыма, Краснодара.

"Овощи нам будут поставлять такие страны, как Иран, Азербайджан, Узбекистан, Марокко, Израиль. И россияне не почувствуют того, что Турция не присутствует сегодня на рынке страны. Это совершенно очевидно, поверьте", — отметил министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев.

Предложения об ограничениях для Анкары представили все министерства. Они должны быть адресными и просчитанными. Уже понятно, что потери Турции будут больше. Во-первых, она меньше по размерам. Во-вторых, зависимость нас от них не такая значительная, как их от нас. Анкара при всем желании не сможет отказаться от российского газа — зависимость почти 60%. Еще больше зависимость Турции от строительства первой АЭС.

"Россия целый ряд своих проектов строит на свои деньги, то есть на кредитные ресурсы российских организаций. Если отменить сейчас какие-то проекты, то Турции придется изыскивать порядка 22-25 миллиардов для того, чтобы их сделать", — пояснил Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций.

Тридцать девять мужчин в белых рубашках приехали из Турции в Краснодар на бизнес-форум для заключения контрактов, а цель визита в документах обозначили как частную. Контрактов теперь не будет еще и потому, что указ президента запрещает нанимать новых работников из Турции. В России у турецких компаний — треть строительного рынка. И теперь их владельцы, наблюдая за политикой Анкары, решают, что делать.

"Я уже от своего турецкого гражданства отказался, хочу получить российское", — говорит Кайиш Мехмет, директор строительной компании.

Просят считать себя российскими компаниями участники Особой экономической зоны Алабуга, где на треть — турецкие инвестиции и куда не решился приехать турецкий министр, чтобы открыть новые заводы.

Согласно указу, турецкие фирмы не смогут выполнять в России некоторые виды работ. Какие, определит правительство. Но ни от турецких политиков, ни от турецких строителей в любом случае не будет зависеть окончание таких проектов, как "Лахта Центр" в Петербурге, Москва-Сити и "Тушино-2018" в столице.

"Как строилась Москва, так и будут строиться. С турецкими компаниями или без турецких, с украинскими компаниями или без украинских, но мы построим все, что запланировали", — заверил Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.

В первый же день после атаки на российский самолет российские футбольные клубы один за одним начали отменять зимние сборы в Турции.

В портах Краснодарского края — отказы от турецких грузов.

Сразу несколько владельцев сетей решили больше не шить одежду и обувь в Турции.

Во всех этих решениях, конечно, есть трезвый бизнес-расчет, особое отношение к безопасности, ведь будет усилен контроль за турецкими авиа- и автоперевозчиками, за акваториями российских портов. Но еще во всех этих мерах вполне объяснимое нежелание иметь дело с партнером, который стреляет в спину.

И все это — в адрес не той Турции, которую полюбили наши туристы, а в адрес страны, которая в последние годы очень изменилась. Быть может, в оазисах с отелями, где все включено, это еще и не очень чувствовалось, но Турция под Эрдоганом в последнее время встала на путь пугающих перемен.

И это уже не светское государство с претензией на добрый европейский стиль, а режим, где радикальный ислам играет все большую роль, где фашистская организация "Серые волки" — политический инструмент президента Турции в возвращении Османской империи, включающей и Крым, и соседние государства.

Турция сегодня — страна, где жестоко притесняют прессу, где власть может легко разрушить по подозрению в нелояльности любой бизнес, где оппозиционная политическая деятельность заканчивается тюрьмой. Впрочем, в тюрьму там легко бросают без суда и следствия и политиков, и журналистов, и бизнесменов, и военных. Обыденная практика. Свой Генштаб, кстати, Эрдоган не так давно пересажал. Всем ли туркам нравится это? Нет. Мы же знаем, что и нормальных много.