Гений Вуди Аллен. Одному из величайших режиссеров мирового кино сегодня исполняется 80 лет. На счету обладателя "Оскара" и почетной каннской "Пальмы пальм" — десятки легендарных картин, от "Манхэттена" до "Вики Кристины Барселоны". Но уходить на пенсию он не намерен. О его творческом пути и лучших фильмах напомнил обозреватель радиостанции "Вести ФМ" Антон Долин.
Уроженец Нью-Йорка, а точнее Бруклина, Вуди Аллен, как кажется сегодня, был едва ли не основателем этого великого города. Во всяком случае, представить его себе в отрыве от кадра черно-белого Бруклинского моста с сидящей на скамеечке влюбленной парой из фильма "Манхэттен" просто невозможно.
Но не только Нью-Йорк, а и вся Америка, да и остальной мир (по меньшей мере, мир кинематографа) не стоит без Аллена, как город без праведника, хотя праведник из Вуди так себе. Он и не претендует: своей официальной религией называет нарциссизм, и непонятно, шутит ли.
Аллен Стюарт Кенигсберг, тогда еще не Вуди, вырос в еврейской семье: мама была бухгалтером, папа — ювелиром, хотя работал официантом. С детства Аллен уверенно создавал амплуа — притворялся слабаком и нытиком, хотя хорошо учился и неплохо играл в бейсбол. Уже тогда начинал показывать фокусы и писал колонки в школьную газету, а учиться пошел в Нью-Йоркский университет на факультет кино, только вылетел оттуда досрочно — за неуспеваемость. С середины 1950-х пишет сценарии для телевидения, с начала 1960-х успешно выступает со стенд-ап шоу, а в 1965-м дебютирует как сценарист и режиссер в кино: его карьере, таким образом, уже больше 50-ти лет.
"Бананы" 1971-го года приносят молодому наглому абсурдисту славу не только американскую, но всемирную, а вдохновленная русской классикой "Любовь и смерть" в 1975-м представляет Вуди Аллена зрителям как основоположника интеллектуальной комедии.
После этого он достигает вершин в комбинировании заимствованной у Ингмара Бергмана сложной драматургической меланхолии с импровизированным ненавязчивым юмором, а заодно окончательно вписывается в амплуа печального циника и эгоиста, ковыляющего по жизни под тихую джазовую музыку: сам Аллен, кстати, играет на кларнете. Речь о прославленной трилогии — "Энни Холл", "Интерьеры", "Манхэттен".
"Оскары", фестивали, гастроли, жены и любовницы, скандалы, ненависть и обожание. Год за годом, десятилетие за десятилетием, сам играя главные роли — всегда одинаково — или вдруг одаривая лучших артистов мира самыми необычными их ролями, он оставался верен себе, почему-то не надоедая. Казалось, Вуди Аллен навек вошел в моду, но нет, он моду презирал, и в недавней "Полуночи в Париже" показал это со всей наглядностью.
И его привязка к Америке и одному конкретному городу тоже оказалась обманчивой — после семидесяти режиссер начал гастролировать, да как: "Матч-Пойнт" и "Сенсация" в Англии, "Вики Кристина Барселона" в Испании, "Полночь в Париже" и "Магия лунного света" во Франции, "Римские приключения", соответственно, в Италии. По фильму в год, колеся по миру и раздавая интервью о тщете бытия и собственной суетности, Вуди Аллен настолько удачно запудрил всем глаза, что ему даже сочувствуют, будто не замечая, что карьера этого маленького неловкого очкарика — пожалуй, самая сенсационно успешная за всю историю кинематографа. И заслуженно.