Маленький неловкий гений: Вуди Аллену - 80


Вести ФМ

Одному из величайших режиссеров мирового кино 1 декабря исполнилось 80 лет. На счету обладателя "Оскара" и почетной каннской "Пальмы пальм" - десятки легендарных картин, от "Манхэттена" до "Вики Кристины Барселоны". Но уходить на пенсию он не намерен.

Гений Вуди Аллен. Одному из величайших режиссеров мирового кино сегодня исполняется 80 лет. На счету обладателя "Оскара" и почетной каннской "Пальмы пальм" — десятки легендарных картин, от "Манхэттена" до "Вики Кристины Барселоны". Но уходить на пенсию он не намерен. О его творческом пути и лучших фильмах напомнил обозреватель радиостанции "Вести ФМ" Антон Долин.

Уроженец Нью-Йорка, а точнее Бруклина, Вуди Аллен, как кажется сегодня, был едва ли не основателем этого великого города. Во всяком случае, представить его себе в отрыве от кадра черно-белого Бруклинского моста с сидящей на скамеечке влюбленной парой из фильма "Манхэттен" просто невозможно.

Но не только Нью-Йорк, а и вся Америка, да и остальной мир (по меньшей мере, мир кинематографа) не стоит без Аллена, как город без праведника, хотя праведник из Вуди так себе. Он и не претендует: своей официальной религией называет нарциссизм, и непонятно, шутит ли.

Аллен Стюарт Кенигсберг, тогда еще не Вуди, вырос в еврейской семье: мама была бухгалтером, папа — ювелиром, хотя работал официантом. С детства Аллен уверенно создавал амплуа — притворялся слабаком и нытиком, хотя хорошо учился и неплохо играл в бейсбол. Уже тогда начинал показывать фокусы и писал колонки в школьную газету, а учиться пошел в Нью-Йоркский университет на факультет кино, только вылетел оттуда досрочно — за неуспеваемость. С середины 1950-х пишет сценарии для телевидения, с начала 1960-х успешно выступает со стенд-ап шоу, а в 1965-м дебютирует как сценарист и режиссер в кино: его карьере, таким образом, уже больше 50-ти лет.

"Бананы" 1971-го года приносят молодому наглому абсурдисту славу не только американскую, но всемирную, а вдохновленная русской классикой "Любовь и смерть" в 1975-м представляет Вуди Аллена зрителям как основоположника интеллектуальной комедии.

После этого он достигает вершин в комбинировании заимствованной у Ингмара Бергмана сложной драматургической меланхолии с импровизированным ненавязчивым юмором, а заодно окончательно вписывается в амплуа печального циника и эгоиста, ковыляющего по жизни под тихую джазовую музыку: сам Аллен, кстати, играет на кларнете. Речь о прославленной трилогии — "Энни Холл", "Интерьеры", "Манхэттен".

"Оскары", фестивали, гастроли, жены и любовницы, скандалы, ненависть и обожание. Год за годом, десятилетие за десятилетием, сам играя главные роли — всегда одинаково — или вдруг одаривая лучших артистов мира самыми необычными их ролями, он оставался верен себе, почему-то не надоедая. Казалось, Вуди Аллен навек вошел в моду, но нет, он моду презирал, и в недавней "Полуночи в Париже" показал это со всей наглядностью.

И его привязка к Америке и одному конкретному городу тоже оказалась обманчивой — после семидесяти режиссер начал гастролировать, да как: "Матч-Пойнт" и "Сенсация" в Англии, "Вики Кристина Барселона" в Испании, "Полночь в Париже" и "Магия лунного света" во Франции, "Римские приключения", соответственно, в Италии. По фильму в год, колеся по миру и раздавая интервью о тщете бытия и собственной суетности, Вуди Аллен настолько удачно запудрил всем глаза, что ему даже сочувствуют, будто не замечая, что карьера этого маленького неловкого очкарика — пожалуй, самая сенсационно успешная за всю историю кинематографа. И заслуженно.