Тема:

В Сирии сбит российский Су-24 2 года назад

Турецкий козырь бит: Анкара блефует подводной лодкой в Босфоре и Дарданеллах

Российские военные корабли не испытывают никаких проблем при прохождении турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Это заявили военные. Но на одном из узких участков российский военный транспорт встретился с турецкой подлодкой.

Российские военные корабли не испытывают никаких проблем при прохождении турецких проливов Босфор и Дарданеллы. Это заявили военные и, таким образом, отреагировали на сообщения о том, что Анкара, якобы, препятствует проходу российских судов. И еще военные подтвердили, что на одном из узких участков российский военный транспорт встретился с турецкой подлодкой. Ситуация это обычная, и если бы не конфликт из-за сбитого турками самолета, который наносил удары по ИГИЛ, на нее бы никто не обратил внимания. А ограничивать судоходство в проливах у Анкары нет права.

Многочасовая задержка на этот момент, видимо, оказалась только задержкой. Продержав несколько российских судов до вечера, турецкие таможенники их все-таки пропустили по Черноморским проливам. И сейчас на сайте MarineTraffic.com, который сканирует все мировые суда, пробок нет. Но ведь были. А на пути у кораблей из России даже всплывала турецкая подлодка. Почему и зачем? Официальная Анкара молчит. Получить комментарий в Стамбуле тоже оказалось невозможно.

"Это очень тонкая тема. Надо отправить запрос, согласовать вопросы. Так как их надо проверить. Это очень тонкая тема. Могут и отказать", — поясняет турецкий чиновник.

И это понятно. Для турецкой стороны — это действительно тонкая тема. Ведь законных причин перекрыть российским судам проливы Босфор и Дарданеллы у Турции нет. Хотя это формально и их территория, но в первую очередь это "зона с особым международным режимом".

И в случае нарушения этого режима, у самой Турции может возникнуть множество проблем. Ведь судоходство по этим двум проливам — Босфору и Дарданеллам — целиком и полностью регулируется Конвенцией от 1936 года, заключенной в швейцарском городке Монтрё.

Видеосъемки того события, видимо, не осталось, а вот фотография есть. На ней высокие представители 11 государств, включая СССР, Великобританию и Францию, определяют правила судоходства по каналам. Учитывая их стратегическое значение, они связывают Черное с Мраморным и Средиземным морями, обеспечивая выход в океан, их постановили сделать свободными для всех.

"В мирное время торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей", — записано в Конвенции Монтрё.

За Турцией, которая гарантировала невмешательство в процесс судоходства, закрепили суверенитет над проливами. Дипломаты того времени называли это "авансом" за то, что Турецкая республика встала на путь цивилизованности и светскости. И советская делегация тогда выступила в поддержку Анкары одной из первых.

"Идут, идут по Босфору корабли с мирными грузами. На их пути стоит крупнейший город республики — Стамбул", — констатировала советская хроника того времени.

За год по Босфору и Дарданеллам проходит больше 80 тысяч судов. Сколько российских — точно не известно. Но объемы серьезные: 125 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов и больше половины всего экспорта российского зерна. Поэтому любая задержка судов требует объяснения. А его пока нет.

"Торговые суда вообще не имеют права останавливать. По военным есть ограничения по тоннажу. Но перекрыть проливы Турция может только в состоянии войны или угрозы войны. В остальных случаях даже военные суда трогать не имеют право", — подчеркивает руководитель Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.

Но Турция, вроде бы, ни с кем не воюет. Про какую-то, даже виртуальную, угрозу с российской стороны не заявляла. А значит, любыми своими ограничениями в проливах она нарушает признанный во всем мире международный договор — Конвенцию Монтрё.

"Те проволочки, которые происходят с нашими судами в проливах, это нарушение. Все только предлоги, то учения, либо какие-то экологические причины, это фактически нарушение Конвенции Монтрё. Поскольку и учения были раньше. И о природоохранных мероприятиях заботились раньше. И это не останавливало судоходство", — подчеркнул заведующий кафедрой политики Евросоюза МГИМО Олег Барабанов.

Ситуацию вовсю подогревают турецкие государственные СМИ, которые Босфор называют "козырем в руках страны". И удивляющее на этот раз молчание Реджепа Эрдогана. Хотя эксперты говорят, от нынешнего президента Турции можно ждать чего угодно.

"Ее нынешний лидер не соблюдает никаких договоренностей. Ни формальных правил, ни законов. Ожидать от него нужно в том числе, безусловно, и перекрытия проливов. Удара по нашему самолету тоже никто не ожидал. Исходя из этого, готовиться надо, как действовать, если Турция перекроет проливы, что делать с союзниками Турции в этой ситуации, как разблокировать проливы, каким образом действовать на опережение?" – задает вопросы президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Как реагировать, в российском МИД, наверняка, уже знают. Есть много способов поставить Анкару на место, если проблемы повторяться. Но это будет без нарушений международных норм.

"Россия пока не действует по принципу "схватила шашку и махай направо-налево". Почему? Потому что мы ведем себя достаточно цивилизованно. Мы вводим только те санкции, которые не нарушают наши международные обязательства и наши контрактные обязательства", — объясняет директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Российские военные суда пока никаких проблем в Босфоре и Дарданеллах не ощутили. Но за ситуацией в проливах теперь пристально следит весь мир.