Рискованные маршруты и опасные машины: как джихадисты перевозят нефть

В Сирии продолжается операция российских ВКС против террористов ИГИЛ. Уничтожены две автоколонны. Одна из них нелегально перевозила нефть. О том, как и кому экстремисты сбывают черное золото с захваченных территорий, говорят снимки, опубликованные российским Минобороны. Что о них говорят эксперты?

В Сирии продолжается операция российских Военно-космических войск против террористов ИГИЛ. За минувшие сутки авиация уничтожила 10 опорных пунктов и складов с боеприпасами. Уничтожены две автоколонны. Одна из них нелегально перевозила нефть. О том, как и кому экстремисты сбывают черное золото с захваченных территорий, говорят снимки, опубликованные российским Министерством обороны. Что о них говорят эксперты?

Кадры, снятые российскими военными в Сирии, вскрывают теневые схемы поставок нефти. Контрабандисты наматывают километры между Арабской Республикой и Турцией. Как и при помощи чего все это возможно технически – вот вопрос, который спровоцировал дискуссию в экспертном сообществе.

Российская разведка фиксирует: парк автоцистерн джихадистов насчитывает 8500 машин. В колонне автопоездов, скопившихся у границы, можно заметить как нефтевозы, так и цистерны для транспортировки бензина, которые легко узнать по малым габаритам — они короче. Есть план по объемам, и его выполняют любой ценой, насколько бы опасным это не представлялось.

"Некоторые умудряются использовать бензовозы для перевозки нефти, но они нарушают тем самым эксплуатационные характеристики машин, — говорит Алексей Стороженко, маркетолог. – Это запрещено: у нефти другая плотность".

На ростовском предприятии по производству полуприцепов-цистерн кадры Минобороны разобрали по деталям. Для съемочной группы “Россия24” эксперты попытались кое-что проиллюстрировать. Так, специалисты продемонстрировали цистерну "чемоданного типа", идентичную тем, что работают в теневом секторе. Выбор боевиков неслучаен: образец хоть и устаревший, но многофункциональный – при необходимости перевезет как сырую нефть, так и битум. "Они сильно рискуют, используя старую технику", — уверен Алексей Стороженко.

Регион эксплуатации все эти риски только усиливает: днем жарко, ночью холодно, в течение суток давление в цистерне меняется несколько раз. От взрыва полуприцеп защитят только исправные дыхательные клапаны и их профилактика дважды в месяц. Впрочем, о каком техобслуживании можно говорить, если в качестве нефтяных челноков используют даже абсолютно не предназначенные для этого транспортные средства. Например, бетоновоз.

Опасными путями и удивительными способами джихадисты за сутки перевозят до 200 тысяч баррелей нефти. Для наглядности: в цистерну чемоданного типа помещается около 240 баррелей сырой нефти, вместе с тягачом длина машины составит немногим более 15 метров. Значит, ежедневно таких грузовиков потребуется почти тысяча. Выстроившись друг за другом, все вместе они растянутся на 12 километров. Такие масштабы от разведки не скрыть, и гораздо безопаснее было бы транспортировать ворованное черное золото по системе трубопроводов. Но сегодня это невозможно.

"Конечно, вся инфраструктура трубопроводов в Сирии есть, однако террористы, в силу географического размещения, получили доступ только к самим месторождениям, а трубопроводы под контролем правительственных сил, — поясняет Виктор Мартынов, Ректор РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. — Поэтому они и вынуждены использовать грузовики".

Легкие деньги для боевиков: контрабанда приносила по три миллиона долларов ежедневно. Если бы не операция ВКС России, заработать можно было бы еще больше. Сирийская нефть — качественная, ее в достатке. Минус только один – из-за российских бомбардировщиков продавать ее становится все сложнее.