Дочь белого генерала осуществит мечту отца

Ошеломляющая история. Эхо русской революции 1917 года, которая спровоцировала и волну эмиграции. В Кремль пришло письмо.

Автор: Дмитрий Киселёв

Ошеломляющая история. Эхо русской революции 1917 года, которая спровоцировала и волну эмиграции. В Кремль пришло письмо. Вот отрывки из него: "Я — баронесса Ирина Владимировна фон Дрейер, дочь генерала Владимира Николаевича фон Дрейера, служившего в Императорской армии и в Белой армии Юга России. Я родилась в Москве 15 декабря 1915 года. Мой отец воевал в Первой мировой войне, затем он вступил в Белую армию и воевал под командованием генерала барона Врангеля. Поставленная перед выбором между изгнанием, пытками и ужасной смертью от рук большевиков наша семья навсегда покинула Россию-матушку в 1920 году. Семья поселилась во Франции и со временем приняли новое гражданство. Родители умерли и похоронены на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где и покоятся Герои Белой армии".

И вот оставшаяся дочь пишет президенту России.

"15 декабря этого года мне исполнится 100 лет. Мое самое сильное желание перед тем, как я отойду к Господу Богу, — отпраздновать день рождения на моей обожаемой Родине, будучи ее настоящей гражданкой", — говорится в письме.

Все эти годы баронесса внимательно следила за тем, что происходит на Родине. "Наблюдая за событиями, происходящими в России, я горжусь великими трудами Вашего Превосходительства в деле объединения нашей любимой Родины и ее укрепления, что особенно важно, в защите нашей Православной Церкви, которая является истинным хранителем морали и жизненных ценностей славянских народов", — отмечается в послании президенту.

А в конце — прямая просьба: "Поэтому я обращаюсь к справедливости и благородству Вашего Превосходительства с целью вернуть мне мое русское гражданство к юбилею, потому что хочу встретиться с Создателем не как иностранка, а как настоящая гражданка России, русская сердцем и душой".

Автор: Антон Лядов

Прошло 77 лет, а у нее под шубой до сих пор маленькое черное платье, бусы. На лице — едва заметный макияж. Ирина Владимировна фон Дрейер встречает съемочную группу "Вестей недели" в гостиной отеля своей дочери — в пансионе, где живет последние несколько лет, строго и с гостями, и с напитками.

Признаться себе в том, что так и не станет счастливой, если не исполнит свою главную мечту — получить российское гражданство, она смогла только месяц назад. Тогда же написала Владимиру Путину. Когда сообщаем, что президент подписал указ о выдаче Ирине фон Дрейер российского паспорта, до конца еще не верит.

"То есть сейчас я как русская?! В Россию могу поехать?! У меня будет русский паспорт? Это невероятно!" — говорит баронесса.

Она не была в России 95 лет. Когда Ирина родилась, ее отец Владимир фон Дрейер участвовал в Первой мировой войне. После вступил в Белую армию и воевал под командованием барона Врангеля. Это фон Дрейер сражался за стратегически важнейший Царицын в Саратовской губернии. Фронтом Красной армии в городе тогда командовал 40-летний Иосиф Сталин.

"На одной из фотографий — Врангель, Деникин и фон Дрейер во время освобождения Царицына. У нас сохранились документы приказов, которые получал мой дед от генерала Врангеля. Есть предписание о том, что фон Дрейр должен отправиться в Константинополь на первом отходящем пароходе", — рассказывает Ирина Владимировна фон Дрейер.

После революции для семьи генерала Белой армии остаться в России означало быть растерзанными новой властью. Эвакуация из Севастополя маленькой Ирине казалась тогда обычной прогулкой на пароходе.

"Мы уехали с мамой, с маленьким братом и прислугой. Мама плакала. Мы сели на пароход, чтобы уехать в Константинополь. Мне было 5 лет. Я тоже плакала", — вспоминает Ирина Владимировна фон Дрейер.

После — годы скитаний по лагерям беженцев, переезды в Германию, Италию, Францию.

Сюда во французские Альпы она приехала в 1936-м. Горный воздух, Монблан. Но русских здесь не любили. Первые годы Ирина спала в дорожном чемодане. По ночам его даже застегивали, чтобы не замерзла. Но настоящей пыткой для нее стала келья — на воспитание ее отдали к католическим монахиням. За то, что оставалась православной, гнобили каждый день.

Католическую веру принимать отказалась. Когда закончила школу, начала писать статьи для журналов, много путешествовала. Выросла красавицей. В Ирину влюбился нидерландский художник Кеес ван Донген. Его работы выставлялись в Эрмитаже. Подарил Ирине портрет, а мама картину выбросила. Ее нашли через много лет. Сейчас полотно — в нью-йоркской галерее. Оценивается в миллионы долларов.

Чтобы прокормить семью, отец Ирины Владимир фон Дрейер колесил по всему миру. Соединенные Штаты, Германия, Монте-Карло... В Париже, прямо на Елисейских полях, открыл винную лавку.

Французом Владимир фон Дрейер себя так и не почувствовал. На родину его тянуло всегда. Его похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Родных успел предупредить: на мемориальной плите должны быть только русские буквы.

"У моего отца была мечта не мотаться по странам, а приехать наконец в Россию. Похоже, мне удалось осуществить ее, — говорит баронесса. — Я буду снова по-русски, а не по-английски и по-французски. Снова и буду хорошо говорить".

В общей сложности из России во Францию в начале ХХ века приехали несколько сотен тысяч человек. Огромное количество потомков полководцев, дворян, священнослужителей до сих пор разбросаны по всей стране.

"Они уехали с глубокой ненавистью к большевизму, но сохраняя глубокое чувство патриотизма. Там, где они жили, они создавали и показывали совсем другое лицо России. Так что я всегда говорю, что и наши деды, и мы являемся посланниками России", — отметил князь Александр Трубецкой, глава Российского Императорского дома, председатель Общества памяти Императорской гвардии.

Князь Александр Трубецкой родился и вырос в Париже. Российское гражданство его семья получила совсем недавно.

Петр Шереметев — потомок знаменитого полководца времен Северной войны графа Бориса Шереметева родился во французском Марокко, но всю жизнь положил на укрепление культурных связей России и Франции.

"Я не могу жить без своей Родины. Я посвятил всю свою жизнь во благо России. Все, что она делает теперь, это для того, чтобы защищать Европу и мир от террористов. Это тоже имеет громадный смысл, потому что они решили, что необходимо принять участие в этой борьбе против джихадизма", — считает Петр Шереметев.

"То, что террористы заставили проснуться российского спящего медведя, — это их самая большая ошибка. Россия всегда побеждала и победит снова. Эта ужасная болезнь — терроризм — охватила нас всех в Европе, но мы уверены, что во главе с мощной российской державой, мы сможем уничтожить их", — отметил барон Фома фон Дрейер.

Семья Ирины фон Дрейер готовится к поездке в Россию. В канун юбилея — 15 декабря ей исполняется 100 лет — баронесса пройдет границу с российским паспортом в руках. "Больше всего я бы хотела остаться в России", — призналась она.