Прощай, Мона Лиза: французский ученый рассекретил Леонардо да Винчи

Портрет Моны Лизы скрывает изображение совершенно другой женщины. С таким сенсационным заявлением выступил французский исследователь Паскаль Котт. Он утверждает, что с помощью собственного метода в течение 10 лет изучал шедевр Леонардо да Винчи.

Портрет Моны Лизы скрывает изображение совершенно другой женщины. С таким сенсационным заявлением выступил французский исследователь Паскаль Котт. Он утверждает, что с помощью собственного метода в течение 10 лет изучал шедевр Леонардо да Винчи и обнаружил под видимым слоем краски портрет женщины, абсолютно не похожей на Мону Лизу. Правда, многие эксперты не согласились с выводами Котта. Есть ли у Джоконды новые секреты?

На месте Моны Лизы должна была быть другая женщина: к такому сенсационному выводу пришел французский ученый Паскаль Котт. В 2004 году Лувр дал ему разрешение на исследование величайшего шедевра всех времен и народов – "Моны Лизы" или "Джоконды" Леонардо да Винчи. Паскаль изучал полотно с помощью направленных вспышек света. Французский ученый объясняет: это уникальный, изобретенный именно им метод, который позволяет рассмотреть каждый живописный слой на холсте.

"Сейчас мы можем проанализировать, что именно происходит под каждым из слоев краски, и мы можем чистить, словно лук, все слои картины, — рассказывает Паскаль Котт. — И мы можем восстановить всю хронологию создания картины".

Вывод Паскаля: под Моной Лизой написан портрет совсем не похожей на Мону Лизу женщины. У нее выше лоб, крупнее нос и руки и самое главное — нет знаменитой загадочной улыбки.

Известно, что полотно Леонардо писал на заказ несколько лет, примерно с 1502 года. Глядя на портрет Лизы Герардини, жены торговца шелком из Флоренции, Паскаль Котт заявляет: это и не Лиза вовсе, а кто — неизвестно. "Результат разрушает многие мифы и меняет наш взгляд на шедевр Леонардо навсегда", — говорит ученый.

Паскаль смог и реконструировать портрет незнакомки. Получилось, что это вполне гламурная итальянка, которая, и правда, отличается от Джоконды. "У меня нет сомнений в том, что это действительно одна из историй века", — признается историк Андрю Грэхэм-Диксон.

Паскаль шел к своему сенсационному открытию долгих 10 лет. История умалчивает, сколько именно вспышек света было послано им в сторону полотна на протяжении этого времени, сколько раз он включал и выключал свой потрясающий прибор, чистил виртуальную луковую шелуху, с которой так метко сравнил живописные слои.

"Никакой сенсации нет, — считает в свою очередь реставратор, проректор по научной работе Петербургской Академии художеств Юрий Бобров. — Такая камера, которая снимает в нескольких диапазонах, использует ультрафиолетовый и инфракрасный ближний, используется в Эрмитаже, Третьяковке, да всюду — и используется давно. Для получения информации о нижележащем изображении требуется несколько минут. Вызывает удивление, что нашим коллегам понадобилось 10 лет на то, чтобы узнать, что под Моной Лизой есть нижележащее изображение".

Не только Леонардо записывал свои холсты. Почти все художники это делают — иногда нет денег на холст, иногда мастер недоволен своей работой. Примеров масса. Кроме того, ученые говорят, что пока говорить об открытии невозможно, ведь Паскаль еще не предоставил научному сообществу ни результатов спектральных анализов краски, ни снимка этого самого низлежащего красочного слоя.

Возникает и еще один вопрос. В Лувре есть огромный отдел, который как раз занимается экспертизами, снабженный самой лучшей техникой. Зачем же понадобилось "Джоконду" отдавать человеку со стороны для исследования, картину всех времен и народов. Складывается ощущение, что Паскаль просто пиарит свой не совсем уникальный метод, а Лувр почему-то смотрит на это благосклонно. Кстати, главный музей Франции эту ситуацию не комментирует.