Ватикан передумал обращать евреев


фото EPA

Католикам не нужно пытаться обратить евреев в свою веру. Вместо этого им нужно искать пути взаимодействия с иноверцами и не пытаться обратить их в свою веру. О соответствующем решении Ватикана стало известно из документа профильной комиссии. Как предписывается развивать отношения дальше?

Католикам не стоит пытаться обратить евреев в свою веру. Вместо этого им необходимо сотрудничать, чтобы вместе бороться с проявлениями антисемитизма. О соответствующем решении Святого Престола сообщается в документе, опубликованном ватиканской Комиссией по религиозным взаимоотношениям с евреями.

Как следует из документа, христианство и иудаизм тесно взаимосвязаны, и с точки зрения иудеев заповеди, которые были дарованы Моисею на горе Синай 17 тысяч лет назад, продолжают действовать. В этой связи, отмечает комиссия, претензии, которые предъявлялись к евреям христианами на протяжении последних двух тысячелетий, не имеют под собой оснований.

"В этой связи Церковь обязана воспринимать крещение евреев, которые верят в единого Бога не как переход в христианство людей другого вероисповедания и мировоззрения, — отмечается в документе. – Христианин никогда не должен быть антисемитом, особенно учитывая еврейские корни христианства".

Кроме того, авторы отмечают, что церкви стоит особенно чувствительно подходить к проблеме Холокоста, который сами евреи обычно называют Шоа [в переводе — катастрофа]. Кроме того, всем правоверным католикам предписывается "делать все возможное, чтобы помочь нашим друзьям-евреям побороть антисемитские тенденции".

Документ был опубликован к 50-летию революционного решения Ватикана, отвергнувшего коллективную вину евреев за мученическую смерть Иисуса Христа, распятого по решению Синедриона с согласия римского прокуратора Понтия Пилата. Концепт коллективной вины основывается на решении евреев помиловать не Иисуса, а разбойника Варраву, несмотря на протест Пилата, которое описывается в 27 главе Евангелия от Матфея.

Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. (Мф. 27:24-27)

Несмотря на решение Святого Престола, многие ортодоксальные католики не согласились с этим решением, продолжая настаивать на "Еврейской миссии" церкви, которая якобы обязана обратить евреев, не признающих в Иисусе предсказанного в Ветхом Завете Мессию, которого сами евреи называют Машиах.

"В конкретных терминах это означает, что Католическая церковь не поддерживает никакую институциональную миссию в отношении крещения евреев и не поддерживает ее", — говорится в документе, где также отмечается, что сама идея "Еврейской миссии" Ватиканом принципиально отвергается.

Это первый раз в истории, когда Ватикан столь явно демонстрирует свое положительное отношение к евреям в официальном документе. До 1960-х годов каждую Страстную пятницу евреев обвиняли в "вероломстве", повлекшем за собой смерть Иисуса Христа, и призывали принять христианство. Эти слова были изъяты из мессы после того, как Второй ватиканский совет, проходивший в 1962-1965 годах, принял новый текст пасхальной мессы.

Тем не менее, молитва, призывающая евреев покаяться, сохранилась в латинском тексте мессы, который используют ультратрадиционалисты, в частности, члены Общества святого Пия X, которые отрицают реформы, проведенные Вторым ватиканским советом. В 2008 году папа Бенедикт XVI убрал из латинской мессы эпитеты, которые евреи считали оскорбительными, в частности, о "слепоте народной".

В документе впрочем отмечается, что католики должны говорить с евреями о своей вере в Иисуса Христа, однако делать это в "кроткой и чувствительной манере, осознавая, что евреи являются слова Божьего".

На протяжении всей истории христианства догмат о "коллективной вине" еврейского народа был причиной притеснения евреев, которые были вынуждены платить увеличенные налоги, селиться только в определенных местах, носить определенную одежду, а также регулярно подвергались избиениям, погромам и убийствам среди христианского населения Европы.

Кульминацией гонений стал Холокост, развязанный против евреев властями нацистской Германии, где в 1941 году было принято решение об "окончательном решении еврейского вопроса", после которого миллионы евреев были сосланы в концентрационные лагеря, в которых осуществлялось их физическое истребление. По оценкам ученых, всего за годы Второй мировой войны погибло около 6 миллионов евреев. Лишь спустя 70 лет после окончания войны, в июле 2015 года численность евреев на планете впервые вернулась к довоенному показателю в 16,6 миллионов человек. По мнению ряда ученых, если бы Холокоста не случилось, в настоящий момент евреев в мире сейчас составляло бы от 26 до 30 миллионов человек.

Решение о новом подходе к взаимоотношениям с евреями было опубликовано через два дня после начала внеочередного Юбилейного года – одного из главных праздников в католической традиции, которые обычно проходят раз в четверть века. Главной темой нынешнего Юбилея считается милосердие, которое Бог оказывает всем живым существам.