Космодромы перед стартом

Основной и дублирующий экипажи пилотируемого корабля "Союз ТМА-19М" проводят заключительные тренировки на Байконуре. Телеметрическую информацию полета "Союза" будут принимать не только на Байконуре, но и в Амурской области, в командно-измерительном пункте космодрома Восточный.

Основной и дублирующий экипажи пилотируемого корабля "Союз ТМА-19М" проводят заключительные тренировки на Байконуре. Старт экспедиции — 15 декабря. В этот же день корабль пристыкуется к МКС. Телеметрическую информацию полета "Союза" будут принимать не только на Байконуре, но и в Амурской области, в командно-измерительном пункте космодрома Восточный, который уже вошел в единую систему наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами.

Байконур. До запуска пилотируемого "Союза" – несколько дней. Ракета-носитель с кораблем — на предстартовой подготовке, экипаж завершает тренировки.

Вначале корабль осматривает основной экипаж. Для командира, космонавта Роскосмоса Юрия Маленченко, это будет уже шестой старт. Его космическая биография началась еще в 1994 году, когда он совершил свой первый полет к орбитальному комплексу "Мир" командиром корабля "Союз", который тоже бы под номером 19.

"Я был командиром потому, что у нас такая система была. Кто приходил в отряд космонавтов из военных летчиков, те были командирами, а кто приходил из инженеров – инженерами, по специальности. И так мы всегда распределяли обязанности. Так что и в первый полет в 1994 году я был командиром корабля, и командиром станции тоже", — вспоминает Маленченко.

Для американского астронавта, бортинженера корабля Тимоти Копра, это второй старт. Первый раз он полетел в космос шесть лет назад на шаттле "Индевор". Правда, тогда на станции Копра проработал всего два месяца. Теперь же срок его командировки на МКС увеличился втрое. Астронавт отмечает: "Я с нетерпением жду полета. Это шесть месяцев на Международной космической станции. В прошлый раз я провел на борту МКС два месяца. Причем я прилетел на одном шаттле, а обратно вернулся на другом. Если бы я задержался еще на два месяца, то, конечно, приобрел бы больше опыта, да и снимков бы сделал больше. Сейчас у меня ощущения такие же. Когда впереди шесть месяцев, есть время поработать в команде. Больше времени для работы – это хорошо".

Третий член экипажа, британец Тимоти Пик – новичок в космосе, но не в авиации. Он — настоящий ас, освоил 30 типов вертолетов и самолетов. За плечами Пика более 3000 часов налета. Тимоти Пик полагает, что опыт летчика в космосе пригодится: "Военный опыт действительно помогает стать космонавтом. Будучи пилотом, вы уже хорошо знаете и владеете сложными устройствами и механизмами. Я, например, часто находился в кабине управления и должен был разбираться в сложных системах. И эта работа похожа на то, чем мы занимаемся на борту космической станции. А еще, когда я был военным, мне приходилось работать в разных странах с разными культурными особенностями. Думаю, это тоже помогло подготовиться к жизни космонавта".

На Британских островах его старт ждут с особым чувством. После почти 25-летнего перерыва Пик станет первым представителем туманного Альбиона на орбите. Тимоти признается: его путь в космонавтику связан с его кумиром — Гагариным. В Британии это имя чтут. Тимоти берет с собой в космос книжку с биографией первого космонавта планеты, которую ему передала по эстафете Хелен Шерман, летавшая на станцию "Мир".

"Я думаю, Гагарин – кумир любого космонавта. Первый человек, побывавший в космосе! Не только с точки зрения космонавта, но и с точки зрения летчика-испытателя я с глубочайшим уважением отношусь ко всем космонавтам периода первых полетов, миссия каждого из которых была по-настоящему первопроходческой", — признается британский астронавт.

После корабля экипаж примерил свои полетные скафандры "Сокол" и ложементы, которые делаются точно по фигуре человека для равномерного распределения нагрузок и безопасности при ударе о землю во время посадки. Уже в полной космической экипировке экипаж вновь проверяет корабль. Особое внимание экипажа – к стыковке в ручном режиме. Этими навыками должны владеть не только командир, но и бортинженеры — на всякий случай.

Все предстартовые дни на Байконуре расписаны по минутам. Много времени уделяется медицине. Еще на Земле космонавтов приучают к невесомости, коварство которой через несколько суток они почувствуют в полной мере.

Полугодовая миссия на орбите всегда насыщенна работой, и нынешняя — не исключение: кроме встречи грузовых кораблей и трех выходов в космос по российской и американской программе, запланировано более 100 научных экспериментов.

Командир экипажа Юрий Маленченко поясняет: "У нас много задач, программа огромная, она рассчитана на 6,5 месяца. Учитывая, что в течение этого времени каждый день с утра до вечера работаешь, то это большой объем работы. В том числе, и научная программа большая — больше 50 экспериментов. Есть выход в открытый космос, большое количество динамических операций: грузовые корабли, транспортные – приходят, уходят. Это и по российской, и по американской программам".

"Сейчас космическая станция – полноценная международная лаборатория со множеством проводимых на борту экспериментов. Со стороны США на борту будет проводиться 50 абсолютно новых экспериментов. Думаю, такое же число — с российской стороны. Наука — наша основная работа, но на борту еще надо и жить. Как в доме. Иногда что-то починить. А еще надо поддерживать свой организм, на который оказывает влияние невесомость. Для этого, чтобы нивелировать отрицательный эффект, требуется около двух часов физических упражнений ежедневно", – отмечает американский астронавт Тимоти Копра.

К старту пилотируемого корабля "Союз ТМА-19М" готовится не только Байконур — в Амурской области, на космодроме Восточный, готов командно-измерительный пункт, который будет принимать телеметрическую информацию с ракеты-носителя, стартующей с Байконура. На новом космодроме отрабатывается циклограмма будущих стартов.

И.о. генерального директора ФГУП "ЦЭНКИ" Ранохон Джураева поясняет: "Начиная от команды "ключ на старт" и дальше идет репортаж по каждой секунде полета ракеты-носителя. Точно так же будет и на Восточном: такая же телеметрия полета, отчет по каждой секунде — как отделяется первая ступень, вторая, третья, разгонный блок. Вся телеметрия передается и на "Восточный", и мы там тоже можем, как и на Байконуре, за этим всем в реальном времени наблюдать".

Командно-измерительный пункт "Восточного" уже вошел в единую систему наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами, которые запускаются со всех российских космодромов. "Данный измерительный пункт отличается от остальных аналогичных объектов тем, что здесь объединено решение трех задач. Это задачи, связанные с ежедневной работой по управлению космическими аппаратами, задачи, связанные с обеспечением запуска ракет и разгонных блоков, которые выводят космические аппараты на целевые орбиты. Третья – основная задача: прием и обработка информации со спутников дистанционного зондирования Земли. Поэтому именно данный пункт уникален тем, что в нем объединено решение всех задач под одной крышей", — подчеркивает начальник отдела интегрированных систем АО "Российские космические системы" Владимир Моисеев.

Предновогодний старт во многом связан с именем Гагарина: ведь в следующем – 2016 – году мировая космонавтика будет отмечать 55-летие полета в космос первого землянина. Медальон с изображением человека, который открыл эпоху пилотируемых полетов, станет индикатором невесомости "Союза", стартующего 15 декабря.