"Народный фронт" стал главной оппозиционной партией


EPA

Второй тур региональных выборов во Франции закончился поражением "Народного фронта", однако не повлиял на планы его лидера Марин Ле Пен принять участие в президентских выборах. Сама Ле Пен заявила, что выборы помогли ее партии стать главной оппозиционной силой в стране.

Во Франции завершились региональные выборы, ставшие одной из самых непредсказуемых политических интриг последнего времени. Теракты "Пятницы, 13-го", очевидно, повлияли на настроения избирателей, многие из которых и раньше видели в потоке беженцев, едущих в Европу из Азии и Африки, источник опасности.

Парижские теракты, казалось, переломили политический тренд в пользу националистов: в первом туре, который проходил 6 декабря, "Народный фронт" получил почти 28% голосов, обойдя своих главных конкурентов – правящих социалистов, набравших 23%, и партию "Республиканцы" бывшего президента Николя Саркози (немного не дотянули до 27%).

Опросы общественного мнения показывали, что у "Народного фронта" есть все шансы возглавить несколько регионов. Однако буквально за несколько дней до голосования социалисты решили сменить тактику, сняв своих кандидатов в тех регионах, где у них не было шансов избраться. В итоге кандидаты республиканцев получили дополнительную поддержку (во втором туре за партию Саркози проголосовали уже 40%), а "Народный фронт" проиграл во всех регионах.

Параллельно против националистов была начата активная пиар-компания – кандидатам от "Народного фронта" подрисовывали гитлеровские усы, клеймили нацистами, фашистами, расистами, антисемитами и ксенофобами. Хотя Ле Пен и ее сторонники пытались доказать, что заботятся в первую очередь о французах, многие избиратели, выросшие на рассказах родителей о нацистской оккупации, предпочли отдать свои голоса кандидатам, не вызывающих подобных ассоциаций.

Впрочем, несмотря на очевидное разочарование, Марин Ле Пен призвала своих сторонников сохранять спокойствие, пообещав, что "Народный фронт" станет главной оппозиционной партией в стране. Удастся ли это националистам – вопрос спорный: нынешние выборы стали триумфом не Ле Пен, а "Республиканцев", которые благодаря тактике социалистов получили контроль более чем над половиной регионов. Это значительно укрепило позиции Саркози, который не теряет надежды вернуться в президентское кресло в 2017 году.

Какими бы ни были идейные различия социалистов, республиканцев и националистов, никто из участвовавших в выборах политиков не скрывал, что воспринимает их как репетицию выборов президентских, которые назначены на апрель 2017 года. И на этих выборах Ле Пен может составить серьезную конкуренцию как бывшему, так и нынешнему президенту: согласно опросам, в первом туре за нее готовы отдать свои голоса до 30% опрошенных, что делает ее первой в рейтинге, далеко впереди действующего президента Франсуа Олланда.

Во втором туре у Франсуа Олланда также мало шансов сохранить за собой президентский пост: согласно спарринг-опросам второго тура, он проигрывает почти всем кандидатам, включая Марин Ле Пен: 48% против 52%. Впрочем, шансы Ле Пен пока невелики: кроме Олланда она проигрывает практически всем гипотетическим кандидатам, включая премьер-министра Мануэля Вальса. Фаворитом выборов пока является Николя Саркози, который обгоняет всех соперников, причем большинство – со значительным отрывом. Впрочем, дело Доминика Стросс-Кана, который за год до выборов 2012 года также считался их фаворитом, показывает, что интрига во французской политике, как правило, сохраняется до самого последнего момента.