Почему Вашингтон закрывает глаза на пытки в Ираке?

Использование пыток в Ираке принимает все более пугающий размах. И речь сейчас идет не о джихадистах "Исламского государства", а об их противниках – шиитских ополченцев, получающих финансирование от правительств Ирака и Ирана. Почему США в упор не замечают нарушения прав человека своими союзниками?

На прошлой неделе армия Ирака сообщила о долгожданных успехах в борьбе с террористической группировкой "Исламское государство" (запрещена в РФ): военным удалось закрепиться в нескольких районах города, отбитых у боевиков, ведется активная подготовка к расширению наступления, которая осложняется тем, что исламисты взорвали все мосты через Евфрат, отрезав, таким образом, контролируемые ими центральные районы города.

В операции по освобождению Рамади от джихадистов активно участвуют шиитские ополченцы – добровольцы из организации "Бадр", которая напрямую спонсируется иракским правительством, а также получает финансовую помощь, оружие и обмундирование из соседнего Ирана. Военные успехи ополченцев делают их все популярнее среди шиитского населения страны – тем неприятнее данные двух секретных докладов, опубликованных американскими экспертами.

В докладах, которые рассматривают период 2005-2007 годов, рассказывается о двух секретных тюрьмах, которые были обнаружены американцами в Багдаде. Первую из них случайно нашли в 2005 году во время поисков похищенного подростка. Его в помещении не оказалось, зато там были 168 других человек, которые содержались в условиях ужасающей антисанитарии. Узники были истощены, на телах многих были следы избиений и пыток. Все они содержались без законных оснований и были сразу же освобождены. А американское военное командование попало в крайне затруднительную ситуацию.

Дело в том, что тюрьма принадлежала не шиитским радикалам из "Армии Махди", пообещавшим бороться с американцами до последней капли крови. Расследование американских экспертов убедительно доказало, что она была организована по прямому приказу одного из руководителей "Бадра" – Башара Ванди, известного как Инженер Ахмед. Кроме того, он был тесно связан с высшими должностными лицами Ирака – министром внутренних дел Баяном Джабром и министром юстиции Мидхатом Махмудом.

Дать делу ход означало бы обезглавить зарождавшуюся иракскую демократию, поэтому американское военное командование во главе с генералом Джорджем Кейси приняло решение не слишком строго наказывать иракцев за тюрьму, а доклад собственных экспертов засекретить. Это привело к конфликту между офицерами и дипломатами, которые были шокированы столь мягким наказанием за явные нарушения. Впрочем, единственным результатом стал запрет для офицеров обсуждать с сотрудниками Госдепартамента нарушения, допущенные членами "Бадр".

Тем временем, уже два года спустя была обнаружена вторая тюрьма, в которой содержалось порядка 400 заключенных – в основном, суннитов из города Мосул. Как и в 2005 году было проведено расследование, которое вывело экспертов на еще более высокий уровень – как выяснилось, о существовании тюрьмы знал лично премьер-министр Нури Аль-Малики, который оставался у власти вплоть до июня 2015 года, когда был вынужден уйти в отставку после падения Рамади.

Как и в случае с первой тюрьмой, доклад американских экспертов был засекречен, а никто из членов "Бадр" никакой ответственности не понес. Инженер Али, к примеру, продолжал занимать свой пост еще полтора года. Впрочем, по словам источников в организации "Бадр", он и сейчас продолжает принимать участие в операциях шиитского ополчения. Борьба с шиитскими нарушениями началась лишь после назначения командующим Дэвида Петреуса в феврале 2007 года.

Однако было уже поздно. Большинство суннитов, при Саддаме Хусейне находившихся во власти, осознали, что стали для власти ущемляемым меньшинством. А после повторного теракта в главной шиитской святыне — Золотой мечети, который прогремел в июне 2007 года, в стране фактически началась полномасштабная гражданская война между представителями двух конфессий. Стиль правления Нури Аль-Малики, ставка на шиитское ополчение, игнорирование нарушений прав человека членами "Бадр" – все это постепенно настроило против правительства большую часть суннитов, в первую очередь, духовенство, а также бывших офицеров саддамовской армии и бывших членов правящей партии "Баас".

Эта комбинация стала для правительства Ирака роковой – именно в тюрьме будущий "халиф" Абу-Бакр Аль-Багдади, который в 2014 году возглавит "Исламское государство" познакомился со своими единомышленниками, многие из которых занимали при Хусейне видные военные и гражданские посты. Фактически, через тюрьмы джихадисты сформировали структуру своей организации, которой впоследствии удалось захватить обширные территории Сирии и Ирака, в том числе, второй по численности иракский город Мосул.

При этом использование против боевиков шиитского ополчения еще больше настраивает жителей так называемого "суннитского треугольника" – населенной преимущественно суннитами территории между городами Багдад, Тикр и Рамади. По словам местных жителей, члены "Бакр" активно практикуют бессудные убийства, грабежи, изнасилования и похищения с целью выкупа – все то, в сами постоянно обвиняют "Исламское государство".

По словам правозащитников, только за последние девять месяцев 2015 года в провинции Салахатдин было похищено 718 суннитов – и лишь 289 из них вернулись домой. Это подогревает поддержку "Исламского государства", члены которого считают шиитов еретиками. Уровень недоверия между представителями разных конфессий возрос настолько, что эксперты всерьез обсуждают распад Ирака по этноконфессиональной линии и даже необходимость переговоров с "Исламским государством". Впрочем, пока это кажется невероятным, особенно учитывая тот факт, что сами джихадисты ни в какие переговоры ни с кем вступать не планируют – согласно их вере, халифат должен непрерывно расширяться, а ни о каких переговорах с "неверными" не может быть и речи.