Отстроить заново: жители Дебальцева пытаются восстановить свой город

Из Московской области выдвинулись автомобили с гуманитарным грузом для Донбасса. Это будет уже 47-й конвой, который Россия отправляет в Донецкую и Луганскую республики. В колонне более ста автомобилей. Они доставят более тысячи тонн грузов, в том числе, в наиболее разрушенный город – Дебальцево.

Из Московской области выдвинулись автомобили с гуманитарным грузом для жителей Донбасса. Это будет уже 47-й по счету конвой, который Россия отправляет в Донецкую и Луганскую республики. В колонне — более ста автомобилей. Они доставят более тысячи тонн грузов. Один из самых пострадавших городов Донбасса — Дебальцево. Сейчас здесь живут 17 тысяч человек. До войны было 25. В ходе боевых действий многие кварталы были буквально стерты с лица земли. Восстановительные работы здесь не прекратились даже с наступлением холодов.

Заведующая детским садом номер 6 города Дебальцево порой с трудом проводит нас по своим подведомственным коридорам. Везде кипит работа — новые окна, коммуникации, полы, потолки. Одним словом — все новое. Кроме стен и пианино. "Невозможно было войти. Три прямых попадания, пробивание перекрытия со второго этажа на первый. Конечно, ударной волной все повыносило — ни окон не было, ни дверей. Было жутко. И по территории около 10 попаданий "Ураганами" и "Градами" было", — рассказывает заведующая детсадом Людмила Щербинина.

Наш разговор проходит непосредственно вблизи от наглядных последствий того "Урагана". Всего в Дебальцево детских садов шесть. Из них сейчас работает лишь один. Остальные — в таком состоянии. Родители, конечно, постоянно приходят и спрашивают: "Ну когда же, когда сад будет работать?" Город, ставший настоящим полем битвы прошлой зимой, пытается вернуться к нормальной жизни. В это сложно поверить, но в этих домах живут люди. Отопительный сезон в разгаре, а в квартирах, где отсутствует стена одной из комнат, или потолок одной из квартир, отопление попросту заглушают.

Совсем другая история с частным сектором. "Я закрывала помидоры в коридоре и зашла в хату, а мне как дало в кладовку и коридор! А я в хате, видно, бог отвел. А собаку поранило и теперь гремите, шумите, она не будет гавкать. Как только стрельнут – гавкает", — говорит жительница Дебальцево Надежда Воробьева.

Поселок Восьмого марта. Здесь нет ни одного не пострадавшего строения. Прямой наводкой, как в тире, украинские танкисты расстреливали дома, не несущие для них никакой угрозы. Зачем, у отступающих тогда спрашивать не решались. Но и эти проблемы сейчас решаются. Даже частное жилье восстанавливают — по заявлениям. Таких домов уже возведено 40. А планируют восстановить все. "Могу чаем вас угостить. Вода есть, канализация есть, тепло вот 24 градуса было", — говорит один из жителей города.

Этот коттедж на месте пепелища возвели за 2,5 месяца. "Я думала, что осталась бомжом. Просила хоть какую-то комнатку. Чтобы жить там, потому что ничего не осталось. Жить было негде. Меня сейчас пустила знакомая. А потом сказали, что будут строить дом. Я даже сначала не поверила. И не думала, что так быстро его построят", — говорит Ольга Шедченко.

Дебальцево — один из крупнейших железнодорожных узлов на территории бывшего СССР. В ходе последних событий станция получила значительные повреждения. Контактная сеть не работает, ее надо восстанавливать. Но, самое главное, как говорят железнодорожники, колесо уже закрутилось. То есть, станция работает. Этот состав с углем приготовлен к отправке на Украину.

Здесь крупнейший железнодорожный перекресток всей Украины. Поэтому или нет, тут шли столь ожесточенные бои. Теперь непонятно, но тогда станция, как говорят работники, как будто заснула. "Потихонечку просыпается, слышны и гудки локомотивные. Была станция похоронена, ни одного проезжего пути. То есть, все это взрывалось, специально минировалось. Уничтожалась инфраструктура", — говорит главный инженер станции "Дебальцево-Сортировочная" Алексей Бутенко.

Грузы через станцию идут — и чем дальше, тем больше. Но о чем, наверное, все здесь мечтают — это чтобы от перрона, как и раньше, отошел пассажирский состав. И, главное, в это верят. "Будет и пассажирский, обязательно будет в следующем году", — заверяют.