Старикам работы нет


фото: Михаил Свешников

Некоторое время назад работодатели России "выработали" негласное правило: пожилых людей, то есть достигших 40-45 лет, на работу не принимать. Отказывать на уровне подачи резюме. Немолодых специалистов не принимают на работу даже благотворительные фонды.

Комитет по пенсиям РФ сообщил о том, что он взялся разрабатывать "мягкий переход" населения на новый график выхода на законный старческий отдых. Постепенно пенсионный возраст будет доведен до 65 лет как для мужчин, так и для женщин. Новость я приняла спокойно: разговоры о повышении пенсионного возраста идут не первый год. Кроме того, я все равно планировала работать, поскольку на пенсию прожить невозможно. Да и работы никакой не боюсь. Есть, правда, одна закавыка. Некоторое время назад работодатели России "выработали" негласное правило: пожилых людей (то есть достигших 40-45 лет) на работу не принимать. Отказывать им на уровне подачи резюме.

Буквально в эти дни моя подруга устраивается работать в сетевую столовую раздатчицей. У нее два высших образования и послужной список, которому позавидовал бы глава небольшой, но самодостаточной и процветающей компании. Беда в том, что подруга старше меня. Ей больше 50. В России это означает, что на работу ее не возьмут никогда. Даже по знакомству.

Я знаю об этом не понаслышке, поскольку пыталась ее рекомендовать в различные структуры, в том числе в пять дружественных благотворительных фондов. В каждом я получала отказ – ее резюме даже не принималось во внимание, хотя специалисты ее уровня и профиля большая редкость. И лишь в одном признались при встрече: начальство не хочет видеть "старые лица". Напомню, речь о благотворительных фондах.

Шестой фонд прислал мне приглашение на тренинг для потерявших работу. Конечно, платный. Когда я спросила, как быть людям предпенсионного возраста, мне пришло письмо, суть которого сводилась к недоумению — они лишь рассказывают о том, как переждать это нелегкое время, а не помогают с устройством. Пришлось уточнить: а как "переждать", если знаешь, что тебя никогда никуда не возьмут? Ответа жду второй месяц.

Надо сказать, я не особенно удивилась происходящему: некоторый опыт устройства на работу "стариков" у меня уже к тому времени имелся. Например, неожиданно уволенный 45-летний главный редактор после 3 лет безуспешных попыток устроиться хотя бы корреспондентом откровенно радовалась, что ей удалось выйти замуж и больше не придется работать няней. В другом издательстве требовались узкопрофильные редакторы. Но молодой директор отказался встречаться с профессионалом: "40 лет? Он слишком старый". "Ты никогда не взял бы меня на работу", — не выдержала я. Он удивленно стал всматриваться в меня. "Мне уже 50". Он молча вышел из кабинета.

Среди моих друзей не только "старичье". О сложностях с устройством рассказывают и те, кому 35. Работодатели, не стесняясь, ставят возрастные рамки 25-28. Но им действительно некого бояться: в российском законодательстве нет ни единого пункта, указывающего, что ты можешь подать в суд за дискриминацию по возрасту. Да и как доказать, что тебя не взяли по причине "старости": в лучшем случае объяснение будет вербальным, то есть недоказуемым. В худшем твое резюме оставят без ответа.

С каждым годом дело поиска работы становится все более бесперспективным. Мне совершенно ясно, что, расписывая план неторопливого перехода к 65-летнему барьеру, Комитет по пенсиям никоим образом не учитывал реального положения дел. А оно таково: сегодня лишившиеся работы в 45 будут ждать социальных льгот и выплат не 10, а 20 лет.

Не так давно мне попалась статья "Как прожить без работы", состоящая из длинного перечня советов. Едва начав читать, закрыла на первом пункте: "Отдохнуть как следует ".