Game is over: Евросоюз хлопнул дверью, Москва предложила держать ее открытой

Россия не оставит попыток договориться с Евросоюзом и Украиной о правилах торговли, которые устроили бы все стороны. Это заявил Владимир Путин, комментируя встречу в Брюсселе, которая завершилась, фактически, дипломатическим демаршем.

Россия не оставит попыток договориться с Евросоюзом и Украиной о правилах торговли, которые устроили бы все стороны. Это заявил Владимир Путин, комментируя встречу в Брюсселе, которая завершилась, фактически, дипломатическим демаршем. Европейская делегация попросту встала и вышла из зала, обвинив Россию в срыве переговоров. Результатом станут ответные меры, которые наша страна вынуждена принимать для защиты своих экономических интересов.

Перечеркивая полтора года тяжелейших переговоров между Россией, Украиной и Евросоюзом о том, как всем вместе избежать негативных последствий от экономической евроассоциации Киева, комиссар ЕС по торговле Мальмстрём категорична: трехсторонний диалог продолжен не будет. Ответственность еврочиновница при этом перекладывает на Москву, от которой Брюссель не дождался "гибкости". Очевидно, подразумевая под "гибкостью" "прогиб".

"Когда наши переговорщики поставили вопрос совершенно конкретно и принципиально, партнеры наши что сделали — руководитель делегации Евросоюза сказала Game is over, встала и ушла. Игра закончена, и ушли. А пресс-релиз сегодня выпустили, что российская делегация сорвала переговоры. Я думаю, что это, конечно, не очень по-европейски, совсем не толерантно. Но я думаю, что мы еще многократно вернемся к этим вопросам. Мы хотим наладить отношения с нашими партнерами по этой тематике, и с Украиной хотим, и с Евросоюзом хотим", — пояснил президент России Владимир Путин.

Реакцию Брюсселя, при этом Киев предпочитает отмалчиваться, будто и не он спровоцировал напряженность в отношениях с Москвой, а теперь спрятался за юбку Евросоюза и еврокомиссарши Мальмстрём, иначе как дипломатическим демаршем не назовешь. Ведь сесть за стол переговоров с самого начала предлагала именно Россия, неоднократно озвучивая риски, с которыми неизбежно столкнутся ее рынки.

"Это, по крайней мере, лживо и цинично, поскольку мы все это время проявляли и гибкость, и профессионализм, мы пытались найти реальный выход из ситуации, разрешив Украине, и не препятствуя никак, осуществлять соглашения об ассоциированном членстве, но при этом и защищать экономические интересы Российской Федерации. Имея в виду, что Россия — уже часть Евразийского экономического пространства", — отметил при этом первый заместитель председателя российского правительства Игорь Шувалов.

В Евразийском союзе, кстати, российскую позицию поддержали единогласно. И не потому, что она российская. Просто, как участница зоны свободной торговли в СНГ, Украина имеет преференции. А с 1 января 2016 года, похожие получает и от Евросоюза, чьи товары с обнуленной для Киева пошлиной транзитом через Украину хлынут не только в Россию, но и в ту же Белоруссию или Казахстан. И что там делать своим фермерам и промышленникам? Но Европа не договаривается, а выкручивает руки.

"При сохранении нулевых таможенных пошлин между Евросоюзом и Украиной, и между нами и Украиной, весь европейский товар пойдет и на Украину, заместив, в том числе, и наш, и — к нам. Вот и все. Мы говорим: ну, как же так, это же требует и времени, и переговорный процесс надо. Нет, вот только так. Это сельское хозяйство, промышленность. Мы должны перейти на европейскую систему технического регулирования и технических стандартов. Мы говорим: послушайте, для того, чтобы мы перешли на вашу систему технических стандартов, нам нужно обновить оборудование, чтобы выпускать продукцию этого качества. Это время и сотни миллионов, миллиарды инвестиций в евро. Мы же не можем совсем предприятия закрыть, людей на улицу выгнать. Или полностью потерять тот же украинский рынок. Это же время нужно. Ну, (отвечают), давайте подумаем, но переходный период по одной-двум-трем, а то и только по одной области. И не как мы просим, минимум 10 лет, а, скажем, 18 месяцев, а то и меньше. Страна происхождения товара – принципиально важнейший вопрос. Крупноузловая сборка будет производиться на Украине, и весь этот поток хлынет к нам. Это же совершенно очевидные вещи", — добавляет Владимир Путин.

"На территорию Российской Федерации могли бы в больших объемах попадать товары из третьих стран. Нулевой тариф на таможенной границе России и Украины был установлен для того, чтобы в отсутствии адекватного механизма сотрудничества таможенных органов третьи страны могли бы воспользоваться, наводнив рынок соответствующими товарами. Мы вынуждены защищать интересы своей экономики в одностороннем порядке. Мы с самого начала об этом предупреждали, что наш выбор, конечно же, в сторону многостороннего сотрудничества. Но если нам отказывают в этом, нам ничего не остается кроме того, чтобы в одностороннем порядке защитить национальные интересы российской экономики, российских производителей, российских граждан", — говорит министр экономического развития России Алексей Улюкаев.

Защита национальных интересов, о которых говорит Москва, это не ущемление торговых отношений с Киевом и уж тем более — не эмбарго, а создание равных условий. И пошлины, которые вводятся с нового года для украинских товаров, на самом деле, такие же, как для всех европейцев. Хотя и это, подсчитали в Киеве, серьезный удар по незалежному карману — три с половиной миллиарда долларов.

А о последствиях Москва предупреждала. Вынужденный разрыв договора о свободной торговле с Украиной на Охотном ряду 22 декабря поддержали все парламентские фракции.

"Украинский бизнес, украинские предприятия будут нести ущерб. Но это их выбор. Это не выбор России. Это выбор Украины, они выбрали другие ориентиры, другие приоритеты для себя выставили. Пусть живут в рамках тех приоритетов, которые они выстроили", — поясняет первый заместитель председателя Госдумы Иван Мельников.

В Брюсселе, конечно же, понимают: потерянные Украиной, и без того находящейся в состоянии дефолта, миллиарды кому-то придется компенсировать. И даже понимают кому. Потому и нервничают. Но хлопают дверью.

В Москве советуют оставить ее хотя бы приоткрытой.

"Мы и дальше готовы участвовать в переговорах. Мы дальше готовы участвовать в нахождении компромиссов и развязок. Но, тем не менее, должен сообщить, что по решению президента, правительство готовится к тому, чтобы с 1 января 2016 года все товары, поступающие из Украины в Россию, облагались пошлинами по единому таможенному тарифу", — предупредил первый заместитель председателя российского правительства Игорь Шувалов.

Пока речь идет о шести процентах. Как заявили сегодня в МИДе, "подрывать и подчинять внешним силам экономику страны — это внутреннее дело Украины". Отвечать за чужие решения Россия не должна.