Холст, масло и дерево. В Москве открылась выставка художника Олега Заярского

В Москве по адресу Тверская, 12, стр. 9 (вход под аркой) открылась выставка члена Международного союза художников ЮНЕСКО и Международного художественного фонда Олега Заярского.

В Москве открылась выставка члена Международного союза художников ЮНЕСКО и Международного художественного фонда Олега Заярского.

При входе в светлый зал со стенами цвета брусники и рождественской елью у окна посетитель словно переносится на 100 лет назад, в эпоху постимпрессионизма. Его встречает фантастический, огромный и такой традиционный для многих живописцев (велик соблазн запечатлеть, когда модель постоянно находится рядом) "Портрет жены художника". При взгляде на эту желто-синюю колдунью вспоминаются цветовые игры французских фовистов, кажущаяся простота Матисса...

Впрочем, портрет на выставке единственный. Остальное – пейзажи и натюрморты. А вот на них-то присутствует не только окружающий мир, но и мир невидимый. Причем, художнику удается отобразить его, казалось бы, эфемерную природу не жалея красок — колорист Олег щедрый. И вот уже из-за банальных цветных бутылок выступает чья-то тревожащая тень, а яркая африканская маска готовится напасть на свою визави…

Заярский отображает то, что видит, "грубо и зримо". И не только красками. Все эти пятнистые натюрморты и размытые пейзажи сами находятся как бы внутри другого авторского замысла. Все рамы — грубые доски со следами былого (гвоздей, жучков-типографов, распилов) или собранные из кусочков драгоценных пород – собственного производства. Неизвестно, что задумывалось раньше — рама под картину или картина под раму. И это не удивительно, ведь Заярский известный "интерпретатор" дерева. Его руки прекрасно владеют не только кистью, но и рубанком.

Под каждой картиной (словно для того, чтобы зритель присел, вгляделся, задумался) расположена сюрреалистическая авторская мебель. Тяжеленные табуреты с ножками из золотого дерева, палисандра и Бог знает чего еще, изогнутые пеньки на колесах (кататься – можно, заверяет художник), какие-то подозрительные лакированные банкетки с ящичками… И, вдруг, взгляд натыкается на микрогостиную – деревянные столики, диванчики, табуреточки… Такие же тяжеловесные, как и их реальные собратья, но только кукольные (часть мебели изготовлена в соавторстве с художником Андреем Ковалем).

Для того, что делает художник с деревом, пока не придумано названия. Во времена Матисса, его, возможно, назвали бы столяром-краснодеревщиком, в наши – дизайнером по дереву, но все это не точно. Заярский тонко чувствует сам дух дерева, его фактуру, его душу. Дерево словно само подсказывает ему, как Буратино папе Карло, чем именно оно хочет стать. И становится…

Выставка работает в бутике Frida project foundation по адресу Тверская, 12, стр. 9 (вход под аркой) до конца января 2016 года. Вход бесплатный.