2016-й объявлен Годом российского кино. Зрителей ждет много ярких и масштабных проектов. Среди них — фильм "Экипаж", снятый режиссером Николаем Лебедевым. Все помнят одноименный знаменитый фильм-катастрофу Александра Митты. Создатели второго "Экипажа" уверяют, что их фильм не ремейк.
- Николай, вы понимаете, на что замахнулись?
- Я стараюсь про это не думать.
- Как же вы тогда работаете?
- А именно это и помогало, потому что "Экипаж" Александра Наумовича Митты — моя самая любимая картина.
- Сколько вам лет?
- 49.
- То есть это фильм вашего отрочества?
- Совершенно верно.
- 1979 год.
- Когда он вышел, это было абсолютное потрясение для меня.
- Кто у вас Жженов, кто Филатов, кто Александра Яковлева?
- Александра Яковлева у нас — это Александра Яковлева. А Жженова и Филатова у нас в картине просто нет, ибо это не ремейк.
- Все-таки не ремейк?
- Нет, это не ремейк, если мы понимаем под ремейком повторение истории. Эта картина навеяна отдельными мотивами Александра Наумовича Митты. Эта картина о летчиках. Это фильм-катастрофа. Это история о жизни.
- Романтический заряд и фильм-катастрофа... Это звучит странно.
- Я все это пережил на съемочной площадке. Я понимаю, что такое фильм-катастрофа, который снимаешь на аэродроме ночью в снег, в мороз. Все взрывается, горит, бегают люди. Поэтому я уже отношусь к этому философски. Вот только жанр и некие отсылки к профессии героев соединяют нас с той картиной.
- И катастрофа вначале, из которой надо спастись?
- Совершенно верно. А все остальное – это совершенно отдельная история с другими героями, поэтому я даже запараллелить их не могу.
- И Митта согласился сыграть самого себя?
- Нет. Я не могу сказать, что это режиссер Митта в фильме. Он сыграл роль техника, наблюдающего за происходящим в тренажере, где наш главный герой проходит экзамен на право работать в авиакомпании.
- Это означаеет, что Митта благословил проект?
- Александр Наумович — мой учитель и человек, с которым я поддерживаю очень тесную связь. Мы с ним дружим. Он не просто поддерживал проект, он подтолкнул меня к тому, чтобы я этим занялся. Я сомневался и не знал, стоит ли это делать. Как это опасно, я понимал лучше, чем кто-либо, ибо для меня "Экипаж" — абсолютно непреложный шедевр. И Митта мне сказал: ты что, собираешься отказываться? Не смей даже думать! Берись, я тебе помогу. И он действительно меня очень поддерживал, был моим надежным тылом.
- Я помню, как мы с вами разговаривали в канун выхода "Легенды номер 17" и вы мне рассказывали про всякие секреты, например, про то, как вы в коньки вставляли камеры. И мы потом это увидели в фильме. А здесь какие технические новшества были применены? Это фильм-катастрофа, снятый уже по стандартам XXI века?
- В том-то и дело, что стандартов в кино у нас никаких нет. В каждый раз все придумывается заново. Но у нас есть определенные новые возможности, которые мы стараемся использовать. В частности, мы снимали картину в формате IMAX, с помощью камер IMAX.
- Как "Сталинград" снимался?
- Наверное, да. Это эффект большого зрелища. Хотя на самом деле кино, как бы оно ни обогащалось технически, в основе имеет одно — сильную историю. Если эта история есть, есть возможность ее рассказать, тогда все и происходит. Большую часть самой катастрофы мы снимали вживую. У нас действительно сталкивались и врывались самолеты.
- Не компьютерная графика? Все по-настоящему?
- Нет. У нас компьютерная графика тоже будет. Там, где бессмысленно рисковать жизнью людей, мы этого и не делаем. Но большую часть истории мы снимали по-настоящему.
- Кем из актеров вы довольны?
- Я доволен всеми: и Данилой Козловским, и Володей Машковым, и Еленой Яковлевой, и Александрой Яковлевой, и Сергеем Каюмовичем Шакуровым, и Сергеем Кемпо, и Ириной Пеговой, и Катей Шпицей.
- Какой у вас набор!
- У нас замечательный набор. У нас классная компания. Это звезды!
- Я в трейлере не успел всех выхватить глазами.
- И правильно, потому что трайлер – это всего лишь несколько кадров из большой картины, а в фильме много судеб, много историй. Они переплетаются, подхватывают друг друга. Это большое кино, большое зрелище. Я говорю про внутренний масштаб истории, да и про внешний тоже.
- Кроме катастрофы есть любовь, лирика?
- Обязательно. У нас есть героиня, которую играет литовская актриса Анна Грудите.
- Стюардесса?
- Она — второй пилот.
- Как у вас все по-новому.
- Да, у нас совершенно другая история. И с Данилой Козловским, который приходит на работу в новую авиакомпанию, она пытается ужиться. И у них возникают отношения.
- Поздравляю вас не просто с наступающим Новым годом, а с наступающим Годом российского кино, который объявлен в стране.
- Спасибо большое. Я надеюсь, что этот год принесет много нового и хорошего нашим зрителям, поскольку я тоскую по тем временам, к которым принадлежит "Экипаж" Александра Наумовича Митты, по временам, когда кино было частью нашей жизни.
- И событием.
- Настоящим событием. Каждый фильм, выходивший на экраны, привлекал огромное внимание зрителей. Он становился частью личного опыта практически каждого человека в стране. Я надеюсь, что такие времена вернуться, в том числе и благодаря тому, что к кино в следующем году – дополнительное внимание.
Конечно, "Вести в субботу" не могли не спросить и у создателя первого российского блокбастера — "Экипажа" 1979 года — Александра Наумовича Митты, как он относится к новой кинопостановке. Правда, что он лично благословил Николая Лебедева на создание ленты?
"Конечно, я был рад. Я просто понимал, то, что сделает он, будет самостоятельной картиной. Не будет никакой эксплуатации "Экипажа", а будет жанр. И потом это то, что нужно нашему кинематографу. Что нужно артисту? Хорошая роль, хороший режиссер, хороший сценарий. А там все это есть. Машков и Козловский — это пара, которая должна вытащить людей. Каждого человека, который ходит в кино, она вытащит из квартиры и пошлет в кинозал, потому что посмотреть их двоих вместе, на двух классных характера, их развитые роли я и сам пойду", — отметил Александр Митта, народный артист России, режиссер.