Донбасс хочет мира, но готовится к войне

Украинские военные вновь обстреливают позиции сил Донецкой народной республики. Используют стрелковое оружие, крупнокалиберные пулеметы, автоматические гранатометы, другие системы вооружений

Эта дорога и воронки от снарядов стали для Донбасса одним из символов года уходящего: справа аэропорт Донецка, далее поселок Спартак, когда-то скоростная, а теперь фронтовая трасса ведет к линии разграничения.

Украинские военные вновь обстреливают позиции сил Донецкой народной республики. Окраина поселка Спартак — здесь находятся передовые позиции бойцов ДНР. Украинские военные используют стрелковое оружие, крупнокалиберные пулеметы, автоматические гранатометы, другие системы вооружений, ведут беспокоящий огонь — часто, чтобы прикрыть ротацию собственных сил и переброску к линии соприкосновения тяжелой техники.

Убедились в этом и сотрудники мисии ОБСЕ и репортеры ВГТРК. Сегодня наблюдатели, представители совместного центра контроля и координации прекращения огня, а также журналисты телеканала "Россия" выехали в населенный пункт Коминтерново, чтобы зафиксировать факт нарушения перемирия со стороны украинских военных. Через 15 минут после начала осмотра места падения мин по группе был открыт огонь из стрелкового оружия.

В результате никто не пострадал, наблюдатели ОБСЕ зафиксировали факт обстрела и заверили, что это будет отражено в отчете миссии.

Но и без ОБСЕ чуть ли не ежедневно в сводках — об усилении группировки украинских силовиков. РСЗО, гаубицы, САУ и танки Киев перебрасывает к линии соприкосновения. Комроты 11-го полка армии ДНР, простой донецкий парень с позывным "Лева" в уходящем году похоронил мать. Супруга и дети в городе, он на передовой, Новый год встретит на службе, как и все бойцы здесь. "Вот так они соблюдают перемирие – регулярно работает АГС. Они что ли боятся, что мы к ним подойдем? Но мы пока не собираемся никуда идти. Вчера был туман, тут черт знает что творилось, они долбили куда попало", — рассказывает он.

Используют украинские силовики и оружие, которое, по условиям соглашений, должно быть отведено в тыловую зону.

Сейчас у бойцов армии ДНР задача наблюдать, фиксировать факты нарушения режима прекращения огня. В общем, терпеть. Бить в ответ запрещено. Замполит Инна привезла на передовую новогодние письма — уже традиционно дети поздравляют бойцов.

В центре Донецка стрельбы чаще всего не слышно, до передовой аж 8 километров, и о войне, кажется, ничего не напоминает – здесь быстро к ней привыкли.

Захар Прилепин, писатель, журналист, значительную часть года провел на Донбассе или с мыслями о нем. Писал о войне и о людях, которые от войны страдают. " Донецк – прифронтовой город, люди совершенно спокойно в этом живут и никакой истерики не наблюдается. Люди просто живут и не делают вид, что живут в состоянии подвига. И это, конечно, доказывает, что здесь живут особые люди", — говорит он.

А вот дома почти на передовой. Люди не ушли — кто то не захотел, кто-то не смог уехать. Из каждого подвала — труба буржуйки. На окнах иконы, значит, жильцы все еще в квартирах.

Магазины здесь давно не работают, общественный транспорт не ходит. Продукты пожилым людям привозят бойцы. За время войны люди обжили подвалы, тут даже лампочки иногда горят. Кухня одна на всех – на улице, готовят на дровах. Хотя вряд ли здесь будут собирать на праздничный стол.

От этих домов до донецкого аэропорта рукой подать. Еще один символ войны — на месте терминалов руины. Линия разграничения севернее ближе к селу Опытное и западнее к Пескам. Терминалы аэровокзального комплекса штурмом брали батальоны "Спарта" и "Сомали". Комбат "Спарты" Арсен Павлов, знаменитый "Моторола", кажется, за год и не изменился. По-прежнему бескомпромиссный и уверенный в победе.

"После крайних минских соглашений в некоторых местах были крайне напряженные очаги, и под эту марку украинские военные вплотную подошли к Донецку. Часть населенных пунктов, таких как Марьинка, Пески, практически ничем не разграничиваются, даже поля между ними нет. Просто частный сектор переходит в такой же частный сектор. И они вплотную стоят, там, грубо говоря, чтобы зайти в город, нужен всего лишь один шаг", — рассказывает он.

В уходящем году главе ДНР Александру Захарченко, возможно, чаще приходилось заниматься не военными, а социальными проблемами. И вот перед новым 2016-м он не столько о боевых действиях, сколько о том, как построить государство: "Ушли коррупционные схемы, и правильный Налоговый кодекс позволил предпринимателям не прятать свои доходы а работать честно. Обычные украинцы начинают понимать, что мы сделали то, ради чего они выходили на майдан . Власть в Киеве боится нас , потому что те лозунги, которые простой народ в Киеве говорил, стоя на площади, мы это все делаем. Олигархии нет, коррупции нет, мы живем в равных условиях, в свободной стране, в справедливой стране, поэтому народ начинает прозревать. Да тут воздух другой. Сам воздух свободы наполняет людей той силой, той уверенностью, которая позволяет строить, восстанавливать, добиваться каких-то успехов, воевать, побеждать".

Хотя Захарченко по-прежнему чаще в военной форме, нежели в костюме, как и многие на Донбассе. Хотят мира, готовятся к войне.