Иракский министр: без курдов Мосул не вернуть


EPA

Министр финансов Ирака Хошияр Забари признался, что запланированное наступление на второй по численности город Мосул, который сейчас находится под контролем террористов "Исламского государства" не удастся вернуть без участия сил курдского ополчения.

Для того чтобы вернуть под свой контроль Мосул – второй по численности город страны, который в настоящий момент находится под контролем боевиков террористической группировки "Исламское государство" (запрещена в РФ), иракской армии потребуется помощь курдского ополчения. Об этом сообщил министр финансов Ирака Хошияр Зейбари, комментируя планы дальнейшего наступления иракской армии после возвращения контроля над городом Рамади, который пал под натиском боевиков в мае этого года.

"Мосул нуждается в хорошем планировании, подготовке, участии всех ключевых игроков, — заявил в интервью Зебари, который сам является этническим курдом. – Пешмерга [курдское ополчение] – это главная сила. Нельзя вернуть Мосул без пешмерги".

Тем не менее, министр признал, что возвращение Мосула станет "очень, очень сложной задачей", поскольку за время, прошедшее с июня 2014 года, когда город был захвачен боевиками, они успели хорошо в нем укрепиться. Тем не менее, отметил Зебари, при условии хорошей подготовки возвращение города вполне осуществимо.

Министр также не исключил, что при подготовке наступления на Мосул, которое потребует выбить боевиков из ряда районов вокруг города, правительству придется обратиться за помощью к местным отрядам суннитского сопротивления. Не исключил Зебари и привлечения шиитского ополчения, спонсируемого Ираном, которое по-арабски называется "Хашид Шааби". Для участия в битве за Рамади шииты принципиально не привлекались, чтобы не накалять отношения с местными жителями, которые преимущественно исповедуют ислам суннитского толка.

Возвращение Рамади стало первой крупной удачей иракской армии, вооруженной американским оружием и натренированной американскими же инструкторами. Коалиция во главе с США оказывала военным поддержку с воздуха, нанося удары по укрытиям и огневым точкам боевиков. Операция по возвращению города затянулась, поскольку террористы, отходя, взорвали все мосты через Евфрат, и военным инженерам понадобилось время, чтобы восстановить сообщение. Хотя большинство жителей города бежали из него еще в мае или были эвакуированы после начала операции, жить им практически негде: после нескольких недель ожесточенных боев город практически лежит в руинах.

Премьер-министр Ирака Хайдер Аль-Абади в понедельник заявил, что в 2016 году армия вернет контроль над Мосулом, а "Исламское государство", фактической столицей которого он является, будет побеждено. Эти слова Аль-Абади произнес в интервью, данном после взятия Рамади, из-за падения которого его предшественник Нури Аль-Малики в июне был вынужден подать в отставку.

"Мы идем, чтобы освободить Мосул, это будет фатальным и последним ударом по Даэш", — отметил премьер. Зебари уточнил слова Аль-Малики: именно в Мосуле главарь боевиков Абу-Бакр Аль-Багдади объявил свой "халифат", а, значит, его возвращение положит конец притязанием джихадистов на построение всемирного "Исламского государства" по законам шариата.

Тем не менее, освобождением Мосула борьба с "Исламским государством" явно не закончится: под контролем боевиков по-прежнему остаются обширные территории Сирии, в том числе, крупный город Ракка недалеко от границы с Турцией. Курдские ополченцы неоднократно заявляли о намерении перейти Евфрат и начать наступление на Ракку, что каждый раз встречало яростный протест со стороны Анкары. Дело в том, что Ракка и ее окрестности в настоящее время разделяют два анклава так называемого Сирийского Курдистана. В случае если эта территория будет взята курдами под свой контроль, они смогут создать собственное государство практически на всей территории возле сирийско-турецкой границы. По мнению турецких властей, за этим неминуемо последует рост сепаратизма на территориях Турции, населенных курдами.

Что касается участия бойцов курдского ополчения в операции по освобождению Мосула, то такая вероятность есть, и она довольно высока. Соответствующие переговоры уже ведутся – это следует из кадров переговоров главного британского советника по безопасности Тома Беккета с президентом Иракского Курдистана Массудом Барзани, которые были показаны курдским телеканалом TV Rudaw.