Черная неделя: мировой рынок похудел на 2,5 триллиона долларов

Главной экономической новостью недели стал небывалый обвал на американском фондовом рынке. За первые четыре дня нового года индекс Доу-Джонс упал более чем на 5 процентов — самый низкий показатель за 119 лет, то есть за всю историю подсчетов.

Главной экономической новостью недели стал небывалый обвал на американском фондовом рынке. За первые четыре дня нового года индекс Доу-Джонс упал более чем на 5 процентов — самый низкий показатель за 119 лет, то есть за всю историю подсчетов. Богатейшие люди планеты потеряли без малого 200 миллиардов долларов, один только Билл Гейтс обеднел почти на 5 миллиардов. И первопричиной всего на этот раз стал Китай, который вновь девальвировал юань.

Черная неделя для финансовых рынков и закончилась по-черному. Пятничное закрытие торгов на Нью-Йоркской бирже лишь укрепило поставленный ранее антирекорд – обвал оказался самым серьезным падением за последние 119 лет.

Но не по одному Доу-Джонсу звонит биржевой колокольчик. Индекс S&P 500 (число отражает количество самых дорогих американских корпораций) упал почти на 5 процентов. Худший результат с 1928 года, то есть с момента, когда вообще появился S&P 500. Минус шесть у биржи NASDAQ – там торгуются ценные бумаги высокотехнологичных компаний. В целом, за эти четыре дня мировой рынок похудел на 2,5 триллиона долларов. Примерно столько стоили бы вместе компании Apple, если бы на планете их было не одна, а пять.

Эпицентр идеального шторма. Ключевой индекс Shanghai Composite 4 января отправляется в пике, теряя 7 процентов, после того как в первые дни нового года народный банк КНР запустил масштабную программу девальвации. Черный понедельник на главной китайской бирже закончили принудительно.

От чистого производства Китай поворачивает к росту потребления и услуг. Ценам на нефть эти перемены не сулят ничего хорошего, ведь теперь ее требуется еще меньше. Бочка Brent так дешево не стоила с 2004 года лет. В танкерах и резервуарах скопились самые высокие за всю мировую историю запасы.

Чтобы побороть бегство капитала, Пекин ввел ограничение на продажу валюты – не более 5 тысяч долларов в день в одни руки. Одним из фактором, испугавшим инвесторов, стали данные о состоянии золотовалютных резервов Китая.

За минувший год минус полтриллиона долларов. 108 миллиардов вымыло в декабре, после того как федрезерв США поднял ключевую ставку, то есть цену заемных денег. "Федеральный резерв — это, конечно, сильнейшее орудие, только боеприпасов там не осталось. Я 10 лет работал в этой системе, половину из которых постоянно слышал — ФРС и ФРС, все всегда ждали, пока ФРС решит все проблемы. Все просто разленились. Только теперь мы возвращаемся к фундаментальному анализу, к тому, что всегда необходимо делать для оценки любой компании на рынке. Когда начнется отлив, мы увидим, кто в купальнике. А кто без, мы уже начинаем видеть", — говорит Ричард Фишер, бывший глава Федерального резервного банка Далласа.

Печатный станок завертелся и после финансового кризиса 2008 года. Долларами заливали пожар, охвативший банки, чтобы не пали как Lehman Brothers.

Число корпоративных дефолтов на максимуме с первой волны суперкризиса. Корпоративный долг вырос за это время почти в два раза. Средний класс все более номинальное понятие. 43 процента семей тратят каждый месяц больше, чем зарабатывают. Две трети взрослых американцев имеют менее 1000 долларов сбережений, а у одного из пяти их нет вовсе.

"Вашингтон врет всему миру о своем реальном экономическом положении, на самом же деле уровень безработицы достигает 25 процентов, выпускники колледжей и университетов сидят без работы, процент бездомных в Америке растет с каждым днем. За исключением Манхеттена, Сан-Франциско и еще нескольких популярных точек, вся остальная часть страны находится в глубокой депрессии", — говорит Уильям Энгдаль, писатель, журналист, политолог.

Но есть и принципиальное отличие. У США фактически безразмерный государственный долг, который сейчас подбирается к 19 триллионам. Очередного технического дефолта избежали в ноябре. Сенат утвердил 2-летнюю бюджетную схему, которая предусматривает повышение лимита заимствований. За последние полвека потолок, о который давно могли размозжить голову в восьмидесятый раз уходит в небо. Не по вине Поднебесной.