Не в коня корм: вопреки вложениям ЕС Польша пренебрегает европейскими ценностями

Польша должна ответить на вопросы о соблюдении европейских ценностей. Такое заявление сделал глава немецкого МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер. Недовольство Брюсселя вызвала проведенная Варшавой реформа Конституционного суда и закон о СМИ. Польский вопрос обсуждается на дебатах в Европарламенте.

Польша должна в ближайшее время ответить на вопросы о соблюдении европейских ценностей. Такое заявление сделал глава немецкого МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер. Недовольство Брюсселя вызвала проведенная Варшавой реформа Конституционного суда и закон о СМИ. Польский вопрос обсуждается на дебатах в Европарламенте.

Еврокомиссия еще и не начинала обсуждение, а Польша уже запела. Льются патриотические песни, развеваются национальные флаги. Жители Варшавы митингуют у дверей представительства Европарламента. Руки прочь от Польши, все сможем сами, без Ангелы, нет бюрократам в Брюсселе! Собравшиеся недовольны, что европейские чиновники слишком вмешиваются в дела их страны.

Но претензии Евросоюза к Польше появились не на пустом месте. Брюссель беспокоит слишком дерзкая политика Варшавы. Власть в стране прибрали к рукам правые консерваторы. Преклоняться перед европейскими ценностями — это не про них. Превыше всего — национальные интересы.

Крутой нрав иллюстрирует первая пресс-конференция премьер министра Беаты Шидло. Полно камер и ни одного флага ЕС. "Мы приняли решение, что заседания и пресс-конференции польского правительства будут проходить на фоне польских бело-красных флагов, которые, по моему мнению, самые красивые", — заявляет Шидло.

Новые польские порядки не сочетаются с традиционными представлениями европейцев о демократии. Из крайне правой партии президент, у них большинство в сейме, они формировали парламент. Еще и судебную систему пытаются подмять.

Новый закон усложнил процедуру принятия решений конституционным судом. Другой реформой правые ударили и по четвертой власти. Руководителей национальных СМИ отныне назначает министр финансов. Накануне нового года прежние медиа-менеджеры были уволены. Журналисты, предчувствуя, что и их попросят на выход, прощались со зрителями.

В отставку подали директора программы 1 и 2 Польского публичного телевидения, начальник Телевизионного информационного агентства и канала Культура. Изменения в закон о телевизионном и радиовещании были приняты парламентом и ждут подписи президента. "Я желаю зрителям нашей новостной программы много хороших дней в новом году и, надеюсь, до встречи!" – завершает новости Диана Рудник. "Всем нашим зрителям желаю, прежде всего, спокойствия. И моим коллегам в редакции также. До встречи в воскресенье. Я надеюсь", — осторожно прощается ее коллега Беата Тадла. Появились новые люди и на ключевых силовых постах. Другое руководство в польской контрразведке, министерстве обороны, полиции.

Штаб-квартира центра военной контрразведки НАТО. Им управляют польские офицеры, и здесь тоже была смена власти. Она напоминала рейдерский захват. Новые руководители Минобороны и полиции своим комплектом ключей ночью открыли двери в здание. Вышвырнули на улицу охрану, забрали документы, а утром вышел приказ министра обороны о назначении начальником центра нового человека.

Плюс ко всему, Польша не согласна принимать новые квоты на мигрантов. Еврочиновники кипят от гнева. Спикер Европарламента Мартин Шульц заявил — действия руководства партии "Право и свобода" напоминают государственный переворот. Польша оскорбилась. Потребовала извинений, но получила вызов на ковер.

Вчера президент Анджей Дуда объяснялся в Брюсселе, сегодня премьер-министра Беату Шидло отчитывают в Страсбурге. Брюссель дает понять — с Варшавой не будет заигрывать, и заиграться ей не даст. Рычаги воздействия есть. Например, страну могут лишить права голоса в совете министров ЕС.

Гжегош Олчак открывает забитое доверху хранилище с яблоками. 80 процентов урожая он отправлял в Россию. Из-за санкций тонны фруктов сейчас мертвым грузом лежат на складе. Хоть немного свести концы с концами помогает Брюссель. ЕС выкупает часть урожая и раздает яблоки в школы, больницы, хосписы. "В прошлом году нам Брюссель помог, в этом году был увеличен объем "благотворительных яблок" с 150 до 300 тонн. Мы хоть что-то смогли реализовать", — говорит польский фермер Гжегош Олчак. "А если бы этой программы ЕС не было, что тогда?" – спрашиваю его. "Скорее всего, у нас были бы более низкие цены", — отвечает фермер.

Программа поддержки Польши рассчитана до 2020 года. От ЕС страна должна получить 80 миллиардов евро. Почти 9 миллиардов предназначены фермерам. Местные садоводы боятся, что из-за конфликта с властями Еврокомиссия срежет финансирование.

Впрочем, Польша уже и так расплачивается за амбиции политиков. Финансовые аналитики назвали принятые в стране законы полицейскими и понизили рейтинг страны до негативного уровня. Уже упали акции ведущих компаний, а курс злотого — самый слабый за последние 11 лет. Вслед за национальный валютой опускается и рейтинг правящей партии.