"ИжАвто" под угрозой закрытия

ОАО "ИжАвто" уведомило службу занятости о том, что намерено сократить 2 тысячи 407 человек
ОАО "ИжАвто" уведомило службу занятости о том, что намерено сократить 2 тысячи 407 человек
Ижевскому автомобильному заводу грозит закрытие. Он уже сократил рабочую неделю. Но из-за падения спроса на продукцию и повышения цен на машинокомплекты, которые завод ввозит из-за рубежа, конвейер может остановиться полностью.

Мировой автопром терпит значительные убытки. Аналитики делают прогнозы не о времени восстановления, а о моменте краха. Кризис затронул всех автопроизводителей. Компании сокращают персонал, останавливают производство. И вот – очередная угроза закрытия. На этот раз Ижевский автомобильный завод. Он уже сократил рабочую неделю. Но из-за падения спроса на продукцию и повышения цен на машинокомплекты, которые завод ввозит из-за рубежа, конвейер может остановиться полностью.

Проходная закрыта, в цехах полная тишина – такая ситуация на Ижевском автомобильном заводе еще недавно казалось чем-то невероятным. Один из успешных отечественных бизнес-проектов был рассчитан на выпуск 220 тысяч автомобилей в год. Ижевские машины Kia Spectra и Kia Sorrento пользовались стабильным спросом у россиян, а сам завод постоянно обновлял модельный ряд, но с прошлого года все изменилось.

"Мы в этом году выпустили всего 6 тысяч автомобилей, в прошлом – 17 тысяч. Апрель мы еще продержимся, а потом придется что-то решать", – рассуждает Михаил Добындо, генеральный директор Ижевского автомобильного завода.

Южнокорейские поставщики повысили цену на машинокомплекты. Учитывая, что почти 70 процентов агрегатов российских иномарок ввозятся из-за рубежа, а их стоимость напрямую зависит от курса доллара, собирать модели Kia стало невыгодно, но завод продолжает работать себе в убыток. Решение проблемы для ижевского автогиганта должен был альянс с "АвтоВАЗом", но в последний момент концерн отказался от покупки ижевского завода. Предприятие осталось наедине со своими проблемами.

"Мы должны были создать здесь совместное предприятие с Nissan, Renault и "АвтоВАЗом", но французы взяли паузу", – рассказал Михаил Добындо.

То, что конвейер "ИжАвто" теперь работает три раза в неделю, не самое печальное, говорят на заводе. Вполне реальный сценарий – это полное закрытие предприятия. Тогда без работы останется около 5 тысяч человек. У большинства – семьи. Рустам работает в покрасочном цехе со дня основания завода, и возможная перспектива увольнения его, как и его коллег, совсем не радует.

"Ну, мы, конечно, надеемся на лучшее", – говорит Рустам Метелин, маляр цеха покраски ОАО "Ижевский автомобильный завод".

Спасать автозавод нужно незамедлительно, уверен и президент республики. Правда, повлиять на ситуацию республиканские власти не могут. Собственники завода – группа СОК – находятся даже не в Ижевске, а в Самаре. Поэтому в регионе готовятся к возможным массовым сокращениям.

"Главное не растерять коллектив, это очень высококвалифицированные специалисты, но если это произойдет, то мы готовы трудоустроить всех", – заверил Александр Волков, президент Удмуртской республики.

На складе готовой продукции "ИжАвто" только что сошедшие с конвейера южнокорейские Kia. Вполне возможно, эта партия станет одной из последних. Табло на главном конвейере замерло в ожидании.

В 2005-м Ижевский автомобильный завод был первым в России, где иномарки стали выпускать в режиме промышленной сборки. Но если в ближайшее время руководство завода не сможет найти стратегического партнера, "ИжАвто" рискует стать первым среди отечественных автопроизводителей полностью остановившим своё производство из-за последствий мирового финансового кризиса.