Президент пообещал поддержку малому и среднему бизнесу

Дешевеющая нефть, которая уже опустилась ниже 28 долларов за баррель, не лучшим образом влияет на ряд мировых валют, включая российскую. О том, как пережить турбулентность и обернуть проблемы на пользу глава государства говорил на форуме, организованном объединением предпринимателей "Опора России".

Дешевеющая нефть, которая уже опустилась ниже 28 долларов за баррель, не лучшим образом влияет на ряд мировых валют, включая российскую. Глобальный кризис ставит новые вопросы перед нашей экономикой и перед бизнесом, в том числе перед малым бизнесом. Объективные процессы, происходящие в мире, заставляют предпринимателей менять принципы производства, искать иные подходы и при этом, несмотря ни на что, открывать новые возможности для развития. О том, как пережить турбулентность и обернуть проблемы себе на пользу глава государства говорил на форуме, организованном объединением предпринимателей "Опора России".

Общероссийский предпринимательский форум, что проводит движение "Опора России" называется так: "Малый бизнес — национальная идея?" Но вот это вопросительное предложение в конечном счете должно стать не просто утвердительным, а восклицательным. А само предпринимательство — локомотивом развития всей национальной экономики. Как этого добиться — и обсуждали в Москве около полутора тысяч представителей малого и среднего бизнеса. Причем, вместе с чиновниками.

Когда на форум приехал президент, даже удивился — как много в зале министров. "Я смотрю здесь большое количество коллег из правительства, непонятно, кто в Давос поехал, на лыжах кататься? – пошутил Путин. — Все с большим желанием чего-то раньше ездили, а теперь, видимо, денег не хватает на билеты".

Шутки-шутками, но именно к сидящим в зале министрам было больше всего вопросов. Почему бюрократическая машина — хоть и стала лояльнее к бизнесу, но все равно дает сбои? При том, что именно государство и заявило о готовности довести долю малого и среднего предпринимательства в структуре ВВП до 40 процентов. Все-таки на таких частниках и держится Россия. "Тем более в условиях экономических штормов, — сказал президент. – "Два последние года были достаточно сложными для экономики. Объективные трудности затронули практически все ее секторы. Но нужно отметить, что в целом бизнес выстоял, в том числе и малый. Вот сейчас мы по ходу движения сюда, в зал, говорили с коллегами с вашими, даже открываются дополнительные возможности, имея в виду курсовую разницу и некоторые возможности на рынках".

За последнее время власти действительно приняли для малого бизнеса много послаблений. Налоговые каникулы сроком на два года для новичков уже действуют почти во всех регионах. Есть возможности на местах снижать ставку по так называемой "упрощенке" — с 6 до одного процента. Но вот этим воспользовались пока немногие.

"Если уж мы говорим о правовой поддержке государственной, давайте обратим внимание на сельское хозяйство, — предложил первый вице-президент "Опоры России", сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов. — За 15-й год мы сделали реальный рывок. Это 4 с лишним процента рост. Почему? Программы работают, субсидируется рост процентной ставки в малых формах хозяйствования. Почему это мы не делаем в производстве и в промышленности?"

"Для кого война, для кого мать родная: для кого кризис, для кого подъем. В данном случае любая нестабильная ситуация дает возможности показать что-то новое, и в сфере предпринимательства в том числе", — поддержала беседу Наталья Казакова — предприниматель из Москвы.

У каждого из предпринимателей — здесь своя история успеха. Кто-то стал фермером, кто-то занялся эко-технологиями. Но практически у всех — и проблемы одни. Та, что звучит чаще всего, — дорогие кредиты. Банки держат высокие ставки, да и не всегда охотно кредитуют малые предприятия, в отличие от бизнес-гигантов. Подробнее об этом рассказал Даниэль Башмаков — предприниматель из Краснодара: "Высокая процентная ставка, и я понимаю как бизнесмен, как предприниматель, что, ну, может на их месте я бы так себя вел, да, то есть они свои риски минимизируют и поэтому задирают высоко ставку".

"У нас есть предложение поручить правительству проработать вопрос об утверждении в банках с государственным участием, когда утверждаются коэффициенты для премирования руководящего состава банка, что бы там был коэффициент, который зависит от снижения или от роста доли выданных кредитов малому и среднему предпринимательству в общем портфеле банка", — говорит президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Калинин.

"Молодец, — поддерживает Владимир Путин. — Чего-то Антон Германович так криво заулыбался? Чего, вы же в банке не работаете. Чего? Если действительно, особенно это касается банков с госучастием, а сколько у них и в какие секторы экономики они направляют свои ресурсы? Там только там "Роснефти" и "Газпрому" дают, или они работают с большим кругом клиентов, в том числе с малым и средним бизнесом. И в зависимости от этого оценивать их работу, в том числе это касается и премиальных".

Кривая, как заметил президент, улыбка на лице министра Силуанова в тот момент, возможно, была и потому, что все время, пока бизнесмены задавали Путину вопросы, главе Минфина (рядом с ним — председатель Центробанка Набиуллина) приходилось следить за торгами на мировых биржах. Курс рубля близок к фундаментальным уровням, риска для финансовой стабильности потом процитируют информагентства главу ЦБ. И добавят: "Возможности для снижения ключевой ставки есть, но решение за Центробанком". Об этом заявил как раз во время форума уже министр экономразвития Улюкаев.

Предпринимателей, впрочем, гораздо больше интересовали ставки кредитные. Путин все объяснил: "Не может быть низких ставок при определенной ситуации на рынках, в экономике. Иначе мы просто с обратной стороны подберемся к этой экономике, огреем ее палкой так, что она уже не встанет. Нужно быть очень аккуратными. Не разваливать макроэкономические макроэкономический фундамент, на котором в целом, достаточно устойчиво, несмотря на все внешние риски и сложности, стоит наша экономика. И, тем не менее, и правительство, и Банк России постоянно думают над тем, как в отдельных отраслях экономики создать наиболее благоприятные условия и вот для этого фундаментального вида деятельности, как кредитование".

Предприниматели напомнили и о выросших штрафах. И предложили вернуться к практике советского времени, когда после проверки сначала выносили предупреждение, и только если на него никак не реагировали, выписывали штраф. Президент согласился. Как и с тем, чтобы пересмотреть порог при определении наказания.

"Получается, что уже 250 тысяч ущерб, в 250 тысяч рублей это уже! — заметил первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" по экспертно-аналитической деятельности Владислав Корочкин. — Там до пяти, или сколько там — достаточно крупное уголовное преступление. При этом оно практически всегда, даже если это совершено случайно, совершается группой лиц. Это отягчающее обстоятельство. Это директор, главный бухгалтер и скорее всего еще водитель и секретарь директора. В связи с этим мы просили бы рассмотреть возможность все-таки увеличения этого порога кратно, ну, или хотя бы раз в 5".

"Конечно, нужно дифференцировать, — соглашается президент. — И если речь идет о каком-то крупном размере, то, конечно, не 250 тысяч, конечно, можно раз в пять увеличить. Надо повнимательнее с этим разобраться, что к чему, какие суммы к чему относятся".

С 1 января вступил мораторий на плановые проверки предприятий. Проводить их можно только по жалобам, чем и пользуются недобросовестные конкуренты, пожаловались президенту бизнесмены.

"Поступает жалоба и подпись там: "Гельмут Коль". Из жизни ситуация, — рассказывает Александр Калинин. – И, тем не менее, если эта жалоба зарегистрирована и там говорится об угрозе какой-то жизни и здоровью, то проверяющий орган должен прийти".

"Если у человека есть какая-то позиция, есть какие-то претензии, пусть он скажет, назовет себя, — считает Владимир Путин. — Иначе это не претензия и не жалоба. Это анонимка. И здесь только один проверяющий хорошо работал — Лаврентий Павлович Берия с анонимками".

А вот у нынешней власти — методы другие, намекнул президент. И сказал, что готов рассмотреть "дорожную карту" предпринимателей более подробно и в деталях. Включая выходы на внешние рынки — с учетом курсовых колебаний самое время. Все предложения станут основой новой стратегии развития малого предпринимательства на ближайшие 15 лет.