Дешевые тарифы для мобильных: сказка или ловушка

Российские мобильные операторы предлагают все новые тарифные планы, привлекающие снижением цен, вплоть до 5 копеек за минуту. По мнению ряда экспертов, привлекающее клиента новыми "фишками" тарифное изобилие, направлено на то, чтобы подсунуть под маркой дешевого более дорогой продукт.

С 1 апреля входящий в "большую тройку" российских мобильных операторов "Мегафон" предложил для уральских абонентов новый тарифный план "Копейка". Как предусмотрено "копеечной" новинкой, разговор внутри сети "Мегафон-Урал" обойдется клиенту в 1,25 рубля за первую минуту, а со второй - в 0,90 рубля. Исходящий вызов на телефоны абонентов GSM-операторов Уральского региона "потянет" также на 1,25 рубля, а вызов абонентов сети общего пользования - на 2,5 рубля.

Как рассказала ранее Стране.Ru руководитель пресс-службы "Мегафона" Татьяна Зверева, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области был внедрен новый тарифный план "Сказка". Для его пользователей исходящий вызов абонентам Северо-Западного филиала ОАО "Мегафон", а также других операторов мобильной и местной связи "домашнего" региона обходится в 1 рубль (с НДС).

В Москве же дочерним предприятием "Мегафона" "Соник Дуо" с 16 марта запущен тариф "Просто для общения", оценивающий минуту внутритарифной связи и вовсе в "пятачок" - 0,05 рубля, а вызовы на федеральные номера мобильных операторов региона - в 2,5 рубля. При этом звонок в другие российские регионы обойдется абоненту в 9 рублей, в страны СНГ и прочие государства - в 15 рублей. Правда, тариф этот действует до 30 мая, и уже с 1 июня его стоимость может быть изменена.

По мнению ряда экспертов, наблюдаемое ныне "тарифное изобилие", привлекающее клиента новыми "фишками", в действительности, направлено на то, чтобы всячески запутать его и подсунуть под маркой дешевого более дорогой продукт, таким образом, замаскировав общее реальное повышение цен.

Эту точку зрения поддержал в комментарии для Страны.Ru главред сайта Mobile-review.com Эльдар Муртазин. В самом деле, пояснил он, множественные и часто заменяемые новые тарифные планы неизбежно запутывают пользователя услуг российских мобильных операторов, которые в реальности уже подорожали процентов на 30.

Причем одни операторы, вроде "Вымпелкома", публично объявили о намеченном повышении цен, а другие (например, МТС) этого не сделали, но в итоге ценовую планку подняли все, подчеркнул Муртазин. По его прогнозу, следующий ценовой всплеск, очевидно, произойдет в мае, а затем в сентябре. В целом же мобильная связь, по сравнению с докризисным периодом, подорожает в 1,5-2 раза.

К повышению цен операторов сотовой связи подталкивают как обусловленные кризисом объективные обстоятельства (девальвация рубля), так и общий пример игроков остальных сегментов отечественного рынка, которые и в нынешних кризисных условиях продолжают поднимать цены. "В подобной ситуации странно было бы рассчитывать на альтруизм сотовых операторов", - заметил Муртазин. Хотя, впрочем, согласился с тем, что в других странах, несмотря на кризис, операторы удерживают фиксированные цены.

"Мегафон" также сохраняет сегодня стабильные цены и не планирует их повышать, возразила предыдущему собеседнику Страны.Ru Татьяна Зверева. Попутно глава пресс-службы отвергла упреки аналитиков по поводу намеренного "тарифного запутывания" клиентуры операторами. "Вы можете прямо сейчас найти на нашем сайте подробное описание всех тарифов. И заодно убедитесь в несправедливости обвинений о неком скрытом повышении цен. Какое же это повышение, когда стоимость разговоров по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для пользователей тарифа "Сказка" обходится всего в один рубль?" - парировала Зверева.

Что же именно в современной "мобильной истории" следует считать сказкой: то, что операторы сохраняют стабильными тарифы, или то, что подспудно поднимают их? Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков счел более справедливым первый вариант ответа. Как он пояснил Стране.Ru, пока результаты мониторинга ценовых параметров ведущих мобильных операторов страны свидетельствуют о том, что, в отличие от "Билайна", объявившего о повышении цен в феврале, МТС и "Мегафон" сегодня, напротив, стремятся их удержать на прежнем уровне.

Более того, по мнению Кочеткова, в настоящее время даже просматриваются предпосылки возможной между двумя последними компаниями своеобразной "тарифной войны", участники которой, не исключено, вскоре начнут играть на понижение цен в регионах. Порадовав потребителей таким прогнозом, Кочетков добавил также, что вряд ли стоит искать некие каверзы в запуске операторами все новых тарифных "фишек". Заявленные ими определенные ценовые послабления действуют в рамках конкретных "ниш". Скажем, если каким-то абонентам из Санкт-Петербурга выгодно общаться с жителями своего региона в рамках тарифа "Сказка", то более высокая стоимость разговоров, например, с США, куда они попросту не звонят, их не волнует.