Русский день в Давосе: с надеждой на лучшее и без паники

На биржах полная перемена настроений. Цена барреля нефти перевалила за 31 доллар. Не остался в стороне и рубль. Курс ЦБ на выходные: доллар – 80,57, евро – 87,22. Все эти новости активно обсуждались на форуме в Давосе, где сегодня как раз была русская сессия.

На биржах полная перемена настроений. Цена барреля нефти перевалила за 31 доллар. Не остался в стороне и рубль. Курс ЦБ на выходные: доллар — 80,57, евро — 87,22. Все эти новости активно обсуждались на форуме в Давосе, где сегодня как раз была русская сессия.

"Российский день". Так говорят сегодня в Давосе, и это наглядная демонстрация уровня интереса к нашей стране, хотя мероприятие всего-то одно — сессия под названием "Прогноз для России". Главные тезисы сессии, если говорить коротко: кризис — это не только угрозы, но и возможности, а девальвация рубля — это плюс для потенциальных инвесторов. Но еще короче и точнее сформулировал Виктор Вексельберг: "Надо уметь из всякого свинства вырезать кусочек ветчины. Ситуация кажется безвыходной, но это далеко не так: она дает возможности для экспортно ориентированных предприятий и отраслей".

С такой точки зрения российский рынок, напротив, выглядит для инвесторов аппетитно. Лакомые российские активы стоят сегодня гораздо дешевле, чем могли бы. А от такого предложения отказаться невозможно. Нет политических ограничений там, где есть выгодная сделка.

"Мы чувствуем абсолютно поддержку сегодня, — говорит глава правления ВТБ Андрей Костин. — Глава Мюнхенской конференции так и сказал: пора Россию возвращать в восьмерку".

И Андрей Костин знает, о чем говорит: здесь, в Давосе, ВТБ и китайский гигант "Али-Баба Групп" стали партнерами. Сделка на два миллиарда долларов подписана Российским фондом прямых инвестиций с арабской DP World, средства вложат в портовую инфраструктуру.

"Инвесторы обязательно будут вкладываться в Россию, — уверен гендиректор ВТО Паскаль Лами. — Нужно, чтобы политическое давление снизилось по сравнению с нынешним уровнем. Я как европеец верю, что все это — переходный процесс, и он уже движется к отмене санкций".

Конечно, вопросов про цену на нефть российской делегации избежать не удалось. И не столько со стороны журналистов, сколько от членов других делегации. Как жить в новой ценовой реальности, в Давосе решают сообща.

"Пролился холодный дождь. Мы все понимаем, что цены на нефть будут низкие, если цена и вернется к 50 в течение года, то это все равно низкая цена. Государству важно научиться жить без сверхпремиальных доходов от нефти. Если мы включим мозги и спрогнозируем, как мы хотим жить при этих ценах, то мы мобилизуемся и будем работать. Если мы с правительством договорились бы ориентироваться на цену в 40 долларов, тогда у нас избыточные доходы, и их надо сокращать. Тогда надо решить, что правительство будет делать", — говорит главный научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин.

Конкретные меры, а именно — жесткий контроль за государственными программами предложил глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. "Когда мы бездумно вкачиваем деньги в проекты, не следя за их целевым использованием, постоянно говоря о том, что эти программы неэффективны, давайте переформатируем наши мозги и подойдем к реализации многих федеральных целевых программ с точки зрения проектного подхода", — говорит он.

Цена в 30-40 долларов совпадает и с прогнозом Германа Грефа. В Сбербанке, вопреки слухам, паники нет.

Бизнесменов в Давосе всегда больше чем политиков, но в этом году форум абсолютно экономический. Когда на всех мировых биржах — резкий обвал, на первый план выходит прагматизм. И тут уже ясно всем, что санкции против России, которая уже давно и прочно вписана в глобальную экономику, да еще и в критический момент — точно за пределами здравого смысла.