Ка-52: неуязвимый "Аллигатор"

Вертолет Ка-52 – потомок легендарной "Черной акулы", вертолета Ка-50. В приморском городе Арсеньеве приступили к серийному производству новой винтокрылой машины.

Вертолет Ка-52 – потомок легендарной "Черной акулы", вертолета Ка-50. В приморском городе Арсеньеве приступили к серийному производству новой винтокрылой машины.

Первые разведовательно-ударные вертолеты Ка-52 "Аллигатор" поступят в российскую армию уже в этом году. В приморском Арсеньеве приступили к серийному производству. Событие – судьбоносное для холдинга "Вертолеты России", который объединяет разработчика и производителя новой машины – КБ Камова и дальневосточный завод "Прогресс".

"Эта машина дает предприятию нормальную производственную загрузку. Мы надеемся, что за счет выпуска этой машины наше предприятие будет идти только вперед, развиваться, переходить на новые технологии", – заявил Юрий Денисенко, генеральный директор ААК "Прогресс".

Ка-52 – потомок легендарной "Черной акулы". На показательном выступлении "Акула" вежливо кланяется зрителям. Но это не прощание – просто "Акула" уступает место более сильному.

Имя "Аллигатор" вертолету дал его создатель Сергей Михеев. Этот образ как нельзя лучше подошел новой винтокрылой машине.

"Эта мощь, этот рывок, эта энергия! Это такая хватка! Она меня поразила, – рассказал Сергей Михеев, генеральный конструктор ОКБ имени Н. И. Камова. – И однажды, войдя в цех и увидев уже собранную машину... Господи, так она же похожа на "Аллигатора!" Теперь я говорю так: если вертолет будет вести себя, как хищник, свое название он оправдает".

Визитная карточка камовских вертолетов – два несущих винта, которые вращаются в разных направлениях. Благодаря этой схеме "Аллигатор" способен выполнять уникальные боевые маневры, например, крутить "воронку".

"Если вы цель обнаружили и она под вами, нужен заход. Зачем вам многократно заходить? Вы над ней встали, обработали ее до конца и ушли", – пояснил Евгений Свинин, штурман-испытатель первого класса.

"Аллигатор" отличается от "Черной акулы" прежде всего двухместной кабиной. Кресла пилотов расположены рядом. Оба летчика могут взять на себя управление вертолетом или огнем. Это важно еще и потому, что Ка-52 создан для ведения наступательных действий в любое время суток и в любых метеоусловиях. В бою ему отводится роль командирской машины. Два двигателя мощностью 5 тысяч лошадиных сил позволяют перемещаться со скоростью свыше 300 километров в час.

"Отключается один – либо левый, либо правый. И на одном двигателе можно свободно долететь и в заданный район произвести посадку", – отметил Константин Громыко, слесарь-сборщик летательных аппаратов.

В Ка-52 используются композитные материалы. Конструкторы давно оценили их прочность, стойкость к воздействию высоких температур и вибрационным нагрузкам, а самое главное – малый вес. "Аллигатор" на треть состоит из композитов.

"Серийные лопасти из композитных материалов мы начали применять в конструкции вертолетов на 10 лет раньше, чем любая западная фирма. И сегодня, прямо скажем, считаем, что композитные материалы – это материал вертолетов", – подчеркнул Сергей Михеев.

Специалисты предсказывают: Ка-52 наверняка заинтересует зарубежных заказчиков. Помимо внушительного набора вооружения – блоков управляемых и неуправляемых ракет "воздух – земля" и "воздух – воздух", поворотной 30-миллиметровой пушки – "Аллигатора" отличает новейший бортовой комплекс оборудования. Радиолокационная станция "Арбалет" выдает информацию о препятствиях на маршруте полета и обеспечивает поиск цели. Система катапультирования дает возможность покинуть вертолет на любой высоте – от нуля до четырех тысяч метров. Есть на Ка-52 и устройство, снижающее вероятность обнаружения вертолета в инфракрасном диапазоне. Все эти разработки делают "Аллигатор" почти неуязвимым.