Новая волна спроса на электронику захватила россиян

Россияне начали штурмовать магазины бытовой техники и электроники. На кассах — зачастую огромные очереди. А главное — покупают всё чаще в кредит. Хотя январь у банкиров традиционно считается непопулярным среди заёмщиков временем. По словам ритейлеров, ажиотаж понятен. Стоимость некоторых зарубежных товаров выросла уже чуть ли на 40 процентов. Правда, эксперты всё-таки уверены, что скупать всё подряд — не стоит.

Россияне начали скупать электронику в долг. Представители торговых сетей заявили нам, что продажи особенно резко выросли в последние дни. По некоторым видам товаров на 40 процентов. Причем лучше всего продается то, что подороже.

"Самым большим спросом в связи с этой ситуацией пользуются флагманские устройства. Это и планшеты, и смартфоны высоких ценовых сегментов, прежде всего. Люди, видимо, прогнозируют, что цены могут пойти вверх и измениться чувствительно для них", — полагает Мария Заикина, руководитель пресс-службы группы "Связной".

"Люди стали задумываться о своих бюджетах. Они стали думать, что купить в рассрочку – это довольно выгодно сейчас. Если рассрочка 12, 24 или 36 месяцев", — уточнила Ольга Кобзарева, руководитель пресс-службы компании М-Видео.

Такой же ажиотаж на рынке был и зимой прошлого года. С одним важным отличием. Сейчас электронику покупают в основном на кредитные деньги. Выдача потребительских займов в точках продаж сейчас на уровне осени прошлого года. Хотя обычно январь – период банковского затишья. После новогодних распродаж и долгих праздников страсть к покупкам обычно сходит на нет. Но только не в этом году.

Большинство маркетологов недоумевают: почему россияне решили так активно скупать кредитную технику. Конечно, есть эффект отложенного спроса. Многие в течение прошлого года не покупали электронику, надеясь, что кризис минует и цены упадут. Но сейчас, когда стало понятно, что он надолго – все же пошли в магазин. Но роста в 40% — это бы дать не могло, говорят эксперты.

"То, что люди в кризисный тяжелый год залезают в долговую удавку, берут кредиты для покупки бытовой техники, это скорее феномен социальной психологии, а не бизнеса, не маркетинга и так далее", — считает Николай Григорьев, маркетолог.

Возможно, среди нынешних покупателей, как и год назад, немало тех, кто таким образом рассчитывает заработать. Ведь сейчас на полках техника, закупленная магазинами еще по курсу в 60 рублей за доллар. И рано или поздно цены, вслед за курсом, взлетят.

Но расчет на прибыль – ошибочный, говорят эксперты. Во-первых, почти всю выгоду съедят проценты по кредитам. Сейчас ставки в России колеблется от 14,5 до 37%. Кроме того, сразу после продажи (и это законы рынка) любая электроника дешевеет на 20-30 процентов. Ведь теперь она сэконд-хэнд.

"Те, кто откладывал покупки, наверное, сейчас им обоснованно покупать на этой волне. А те, кто собирается совершать приобретение импортных товаров в надежде на то, что удастся потом их выгодно перепродать, могут попасть впросак", — уверена Нина Козлова, управляющий партнер международной аудиторско-консалтинговой сети.

Заработать на бу в последний год – почти невозможно, говорят эксперты. Пока на прилавках цены растут, на интернет-аукционах по некоторым позициям, наоборот, падают. Когда в прошлом году люди начали распродавать купленные впрок телевизоры, планшеты и даже автомобили, начался настоящий демпинг.

Вот данные одного из крупнейших российских интернет-аукционов Авито. Цены на планшеты, например, как вы видите, за первые полгода 2015 снижались. Некоторые авто, например, в 2015 начали стоить дешевле, чем годом ранее. Даже ходовые модели, такие как Шкода Октавиа или Ниссан Кашкай.

Конечно, в зоне риска – и банки. Рост необеспеченных залогом потребительских кредитов, да еще и в кризис, может привести к росту неплатежей. Но в финансовых учреждениях такой опасности пока не видят.

"Мы, естественно, когда выдаем кредиты, рассматриваем каждого заемщика отдельно. И процедура предусматривает, что кто-то может кредит не вернуть. Но в основном, все платят кредит нормально. И я бы не сказал, что риски рыночные сейчас слишком высоки, чтобы выдавать кредиты", — пояснил Дмитрий Жиздюк, директор по развитию массового сегмента Альфа-Банка.

Ближайшие месяцы покажут, оправданы ли такие оптимистичные ожидания.

Сегодня