Киселев объяснил выражение "англичанка гадит"

"Англичанка гадит" – эти крылатые слова, которым уже не одна сотня лет, столь устойчивы в русском языке, что кажутся неистребимыми. Хотя не попахивает ли англофобией?

"Англичанка гадит" — эти крылатые слова, которым уже не одна сотня лет, столь устойчивы в русском языке, что кажутся неистребимыми. Хотя не попахивает ли англофобией? Произнесешь это, и даже чувство вины может шевельнуться. А иногда совестливой русской душе вдруг стыдно за живучесть в нашем народе этого выражения.

Так в самом начале ХХ века, когда правил государь Николай Второй, женатый на внучке английской королевы Виктории, когда наша интеллигенция особенно пристально смотрела на Запад, появились даже поэтические строки:

Нельзя, mon cher, нельзя,
Чтоб, как салопница-мещанка,
Твердили мы весь век,
Что гадит англичанка.

Поэт Николай Вентцель написал эти строки в 1902 году. Об агрессии англичан в Крыму и Архангельске хотелось уже забыть, а подстава со стороны Англии в Первую мировую была еще впереди. Британские фирмы тогда в самый острый момент не выполнили свои контракты с Россией по продаже нам снарядов, и в 1915-м наши войска на фронте оказались в критическом положении — снарядный голод.

"Англичанка гадит" — всегда говорили у нас тогда, когда Россия сталкивалась с неявными кознями Великобритании. Крылатые слова приписывают Александру Суворову. Хотя, может, они появились и позже — при королеве Виктории, которая правила в Лондоне с 1837 года.

Впрочем, такой исторический заброс в XVIII век вполне объясним. Например, интриги англичан дорого стоили Александру Васильевичу Суворову. Именно их он обвинял в том, что его армию направили в бесперспективный поход в Швейцарию, где он должен был оказаться в ловушке. Вырвался через Чертов мост.

Чего уж говорить об участии английского посла Чарльза Уитфорда в заговоре и убийстве российского императора Павла Первого. И все ради того, чтобы стравить Францию и Россию. При Павле это не получалось.

"Англичанка гадит" — это и про то, что Лондон всегда был приютом для тех, кто мечтал о свержении власти в России — от Герцена и Ленина (кстати, именно в Лондоне Ленин учредил свою партию РСДРП) до совсем уж низкопробных Березовского и его последователей.

Даже когда Великобритания — союзник, нельзя исключать двойной игры или резкой перемены позиций. Тот же Черчилль сразу после совместной со Сталиным и Рузвельтом победы над фашисткой Германией втихаря убеждал американского президента сбросить атомную бомбу на Кремль.

"Англичанка гадит", может, и неполиткорректное выражение, но жить оно в нашем народе будет до тех пор, пока Лондон не изменит манеру отношения к России. Сегодняшних примеров хоть отбавляй.

Свежий — история с отравлением Литвиненко. Это про то, как английские спецслужбы, заигравшись с Березовским, запутались в своих агентах, включая и самого Бориса Абрамовича. В результате — детектив, где кроме Литвиненко и трупы ценных свидетелей. Расследование засекречено. Вместо состязательного суда с исследованием доказательств и заслушиванием свидетелей — закрытое разбирательство, названное "открытым".

Почему Лондон не идет с Россией в антитеррористическую коалицию в Сирии, а кормит мир искусственными подозрениями, что мы бомбим там мирных жителей? Почему нам бездоказательно клеят сбитый над Украиной малайзийский Boeing? Зачем тупо обвиняют Москву в отравлении полонием в Лондоне бывшего майора наших спецслужб Литвиненко, отказываясь от открытого расследования и засекречивая дело? Зачем Лондон поддерживает санкции против нас, а теперь премьер Кэмерон и вовсе говорит, что Россию нужно "карать"?

Да затем, что, если от всей этой грязи отказаться, то историческая сверхзадача Великобритании — борьба с Россией — утратит благородный флер, а значит, и хоть какую-то перспективу. Великобритания, собственно, боится того, что там называют fair play — "честной игры". Вот "англичанка и гадит".