Новое "дело 13 января": в Литве судят двух россиян

В Вильнюсе судят двоих россиян – их обвиняют в убийстве мирных жителей. Речь идет о событиях 1991 года – Литва тогда объявила независимость, а в Вильнюсе прошли беспорядки. В результате погибли люди. Оба россиянина – бывшие офицеры Советской Армии, проходившие в то время службу в Литве.

В Вильнюсе судят двоих россиян — их обвиняют в убийстве мирных жителей. Речь идет о событиях 1991 года — Литва тогда объявила независимость, а в Вильнюсе прошли беспорядки. В результате погибли люди. Оба россиянина — бывшие офицеры Советской Армии, проходившие в то время службу в Литве. Свою вину они отрицают — говорят, что подобных приказов они от командования не получали. Но в местных СМИ их уже прозвали врагами народа и ждут расправы над ними. Можно ли рассчитывать в этих условиях на объективное расследование?

Обвинения в адрес Юрия Меля серьезны до гротеска — "преступления против человечества", или, иначе, геноцид. Речь о событиях 25 летней давности — штурме телецентра в Вильнюсе с 12 на 13 января 1991 года. Тогда погибли 14 человек. Гражданин России, полковник запаса все обвинения отрицает. Даже признанные пострадавшими по делу защитники телецентра считают обвинение неоправданно жестким.

Процесс не сдвигается с мертвой точки уже два года, Меля под стражей охотно показывают все литовские каналы. Но теперь все, что касается той трагической ночи, собрали в огромное производство — 709 томов, 65 обвиняемых, 60 адвокатов. Дело о событиях 13 января, очевидно, стараются сделать самым громким. Но в зале суда из 65 — всего двое обвиняемых, которых скрупулезно искали. Второй подозреваемый — также отставной военный Геннадий Иванов.

"Если человек считает себя невиновным, и тут предъявляют ему такие обвинения — страшно становится. Ощущение закручивания гаек — это очень тяжело. Ну — три с половиной года выдерживал", — говорит он.

События у Вильнюсского телецентра стали отправной точкой — Литва первой стремится выйти из состава Советского Союза. У правительственных зданий — митинги, звучат призывы любой ценой отстоять суверенитет. Штурм телецентра происходит ночью. На кадрах хроники слышны выстрелы.

Задача лидеров Саюдиса — движения за независимость — кроме прочего, показать, что против советских танков и солдат выступают безоружные люди. После этой ночи в массовом сознании поселилась мысль: дальше вместе с СССР уже нельзя.

Спустя 25 лет здесь ничего не поменялось — снизу находились подразделения Советской Армии, ближе к зданию находились защитники телецентра и так называемые отряды ДОК — добровольные подразделения. Известно, что у некоторых из их членов было оружие. ДОК контролировали все здание, включая и крышу. Именно о стрельбе сверху говорят многочисленные свидетельства очевидцев. Но почему-то эти показания официальное расследование не заинтересовали.

Первый заговорил вслух о стрельбе с крыши Альгирдас Палуцкис — против него сразу же завели уголовное дело и осудили за "отрицание советских преступлений". Многочисленные свидетели не помогли оправдать политика.

Признал факт провокации со стороны защитников телебашни и первый министр обороны независимой Литвы Аудрюс Буткявичюс. Он руководил теми, кто выступил против подразделений советских войск.

- Жертвы январских событий Вы планировали?
- Да.
- Вы сознательно шли на эти жертвы?
- Да. Я не могу оправдать себя перед родными погибших. Но перед историей — да. Я могу сказать другое — эти жертвы нанесли такой сильный удар по двум главным столпам советской власти — по армии и по КГБ — произошла их компрометация. Я прямо скажу — да, я планировал это. Да, и я планировал, как поставить советскую армию в очень неудобную психологическую позицию, чтобы любой офицер стал стыдиться того, что он там находится.

Но даже после такого признательного интервью на Буткявичюса официальное расследование не обратило внимания. А вот бывший руководитель Компартии Литвы на платформе КПСС Миколас Бурокявичюс, под чьим началом, кстати, работала и молодая Даля Грибауйскайте, был осужден и пробыл в тюрьме 12 лет. И вот на прошлой неделе, так и не оправившись до конца от тюремного заключения, Бурокявичюс скончался на 89-м году жизни. Теперь в процессе новые фигуры — Геннадий Иванов и Юрий Мель. Их нашли и задержали уже после того, как президентом стала Даля Грибаускайте.

Хотя 25 лет назад саму госпожу президента называли не иначе как "товарищ Грибаускайте": диссертация по политической экономии социализма, в 27 лет — преподаватель высшей партийной школы, даже факелоносец Олимпиады-80. Но в Литве эти детали резюме президента — не тема для обсуждений. И тут громкий суд над бывшими советскими военными — как нельзя кстати. Зигмас Вайшвила подписывал декларацию независимости Литвы. Бывший вице-премьер считает, что новое "дело 13 января" — прежде всего политическое.

Во время суда стало плохо одному из пострадавших при штурме телецентра. В зал вызвали "скорую", а заседание были вынуждены прекратить. Рассмотрение дела, как говорят юристы, "по существу" будет идти до середины июня — одно обвинение, которое надо зачитать целиком, занимает 13 томов.