Пентагон опасается, что отказ от российских двигателей похоронит космическую промышленность

Алексей Филиппов/ТАСС

С инициативой о внесении изменений в закон, позволяющий США импортировать и использовать ракетные двигатели РД-180 российского производства, выступили лидер республиканского большинства палаты представителей американского конгресса Кевин Маккарти и сенатор Джон Маккейн. "Просто аморально субсидировать российскую интервенцию на Украине и помогать набивать карманы деньгами, получаемыми от продажи ракетных двигателей", — высказался ранее Маккейн.

Эти законотворцы полагают, что двигатели, закупаемые американской компанией United Launch Alliance у НПО "Энергомаш", производятся на объединении, которое контролируется российским правительством и приближенными президента РФ Владимира Путина, сообщает "Интерфакс".

Как известно, United Launch Alliance по соответствующему контракту поставляет ВВС США двигатели для ракет, с помощью которых выводятся на орбиту американские военные и разведывательные спутники.

При этом заместитель министра обороны США Фрэнк Кендалл, курирующий военные закупки и технологии, в среду выразил сомнения в том, что при запрете на приобретение российских двигателей РД-180 консорциум United Launch Alliance (ULA), созданный компаниями Boeing и Lockheed Martin, сможет выжить. Эту позицию он высказал, выступая на слушаниях в комитете сената Конгресса США по делам вооруженных сил. "США нужно 18 двигателей из РФ для конкурсов по космическим запускам", сказал министр ВВС. Как заявил представитель оборонного ведомства, многолетняя деятельность ULA напрямую зависит от запусков ракет-носителей Atlas V, на которых стоят российские двигатели, и Delta IV.

Если "Пентагон прекращает использование РД-180, появляются сомнения, сможет ли ULA оставаться в космической промышленности с одной только Delta, отметил Кендалл. По его словам, минобороны США "не будет использовать Delta в качестве предпочтительной ракеты-носителя, потому что она намного дороже Atlas и ракеты Falcon 9, предлагаемой конкурентами из компании SpaceX. Представитель Пентагона уверен, что SpaceX может стать монополистом в этой сфере. "В связи с этим у нас появляются сомнения в том, сможет ли ULA выжить, так что мы можем попасть в ситуацию, когда у нас будет всего одна компания, занимающаяся пусками космических аппаратов. ULA обеспечила 80-90 успешных запусков подряд, — отметил Кендалл. — Мы полагаемся на них".

Ограничения, введенные ранее Конгрессом на использование в США РД-180, поставили в сложное положение консорциум ULA. Ему пришлось отказаться от участия в конкурсе на запуск аппарата системы глобального позиционирования по заказу ВВС США из-за нехватки российских двигателей, которые устанавливаются на Atlas V, сообщает ТАСС.

Между тем, принятый в прошлом году законопроект, снявший ограничения, разрешает ВВС заключать контракт с любой сертифицированной компанией "вне зависимости от того, в какой стране изготовлен ракетный двигатель, который будет использован на ее носителе". В документе отмечается, что это сделано для того, чтобы "обеспечить здоровую конкуренцию и гарантировать доступ в космическое пространство" для американских спутников.

Однако руководство ULA считает, что имеющегося у него запаса РД-180 явно не хватит, чтобы выполнить в предстоящие три года все свои обязательства перед коммерческими заказчиками и одновременно принять участие в правительственных конкурсах. По этой причине консорциум отказался недавно участвовать в тендере, объявленном министерством обороны США, на запуск очередного аппарата системы GPS и уступил крупный правительственный контракт своему конкуренту — SpaceX.

Сегодня