Добыча угля на Сахалине превысила советские показатели

На Сахалине стали добывать больше угля, чем в советское время. В прошлом году из недр острова извлекли более четырех миллионов тонн. В наступившем 2016-м эту цифру планируют еще увеличить. Добывать уголь именно на Сахалине сейчас выгоднее всего.

Новые "БелАЗы" грузоподъемностью 220 тонн — на вид как настоящий завод на колесах. Еще бы: одно такое колесо весит почти 6 тонн, а шасси — все 50. Десять гигантских машин привезли на Сахалин всего пару недель назад в разобранном виде. Сейчас их собирают, а уже через неделю грузовики начнут работу на угольном разрезе.

"Под открытым небом собираем, но в принципе тепло, стоять некогда, когда работаешь, даже жарко бывает. На Сахалине это самая большая машина. На материке такие машины распространены в Кузбассе и по другим разрезам", — рассказывает бригадир участка сборки Сергей Губерт.

220-тонные гиганты на Солнцевский разрез закупили не случайно. На этом месторождении с колоссальными запасами черного топлива — только объем уже разведанных пластов 300 миллионов тонн — уголь добывают открытым способом. Работы здесь хватит как минимум на век — даже при том, что план выработки каждый год растет. В 2015-м разрез дал более трех миллионов тонн, в этом — планируется не менее четырех. Падение мировых цен на уголь планы горняков пока не нарушает. Наоборот, сахалинские компании становятся серьезными игроками на рынке.

"Разрез каждый год наращивает более миллиона тонн угля. Но не просто разрез наращивает — мы этот уголь отправляем через порт. Железнодорожной составляющей нет, а значит, наша логистическая цепочка гораздо менее затратна по сравнению с центром страны, с Кузбассом", — рассказывает президент горнорудной компании Петр Хаспеков.

Сахалинским угольщикам играет на руку сама география. На острове, небольшом по протяженности и имеющем несколько крупных портов, добычу бурого и каменного угля ведут около 10 предприятий. К потребителям уголь уходит морским путем. Так в порту Невельск, который не замерзает даже в самые лютые морозы, грузят сразу два судна. Огромный сухогруз увезет топливо в Корею, корабль поменьше — на Камчатку.

"Сейчас заключили контракты на Корею, Японию — около 100 тысяч тонн. Еще работаем на внутренний рынок, на Камчатку. В январе отправили им 20 с лишним тысяч тонн", — говорит заместитель директора по производству горнорудной компании Анатолий Шаломов.

Погрузка в Невельском порту сейчас идет круглосуточно, так же работают и на разрезах. Такие темпы взяли из-за новых контрактов — уголь с Сахалина теперь идет не только в Корею и Японию, но и на Тайвань и в Индию. Горняки подумывают о лицензировании новых месторождений. Ведь еще в XIX веке геологи доказали: на Сахалине — огромные запасы. И чем глубже залегают пласты — тем уголь качественнее и дороже.

"Он более высококалорийный и менее зольный. И если брать опять же Невельский район, то разведанных запасов под шахтовую добычу — более 500 миллионов тонн", — рассказывает генеральный директор горнорудной компании Алексей Цмоканич.

Но пока строительство новых шахт — дело далекого будущего. Хватает и того угля, что лежит почти на поверхности. Добывать его открытым способом рентабельнее, проще и безопаснее. Отдачу от разработки этих месторождений можно получить довольно быстро, тем более на топливо — серьезный спрос. В планах на этот год — самый серьезный в сахалинской истории отрасли — перешагнуть рубеж в 5 миллионов тонн.

Сегодня