Без права на въезд: Россия и Польша не могут договориться о грузоперевозках

Между Россией и Польшей больше не ездят грузовики. Страны проводят уже третий раунд переговоров, но так и не могут согласовать квоты разрешений для проезда фур. Почему Москве и Варшаве не удается договориться?

Между Россией и Польшей больше не ездят грузовики. Страны проводят уже третий раунд переговоров, но так и не могут согласовать квоты разрешений для проезда фур. Почему Москве и Варшаве не удается договориться?

Без права на въезд: Россия и Польша провели очередной раунд переговоров о перевозках грузов между двумя странами. Срок предыдущих двусторонних разрешений истек 31 января. И до 15 февраля российские фуры должны покинуть территорию Польши.

Варшава ждет от Москвы подтверждений и гарантий, что новые нормы не являются экономическими ограничениями. Об этом заявил журналистам замминистра инфраструктуры и строительства республики Ежи Шмит. Тем временем у польских перевозчиков возникает много вопросов к местным властям из-за санкций Запада против России.

"У меня есть претензии к польской стороне из-за того, что она ввела эмбарго против России, вызвав тем самым ответные меры, — заявляет Мирослав Качоровский, генеральный директор транспортной компании Tramex. — Я надеюсь, что это скоро изменится. Думаю, другого выхода у нас — с нашим геополитическим положением — нет. Мы обречены на сотрудничество и с западными, и с восточными соседями. Сейчас российский рынок занимает небольшой процент, потому что эмбарго нас оттуда вытеснило. А до этого мы ездили очень много, до 50 процентов рынка приходилось на Россию".

Россия уже давно объяснила свое решение: Москва ужесточает ответственность за нарушение правил международных перевозок. Эксперты уже неоднократно сетовали, что многие польские компании обходят существующие правила и перевозят груз по льготным условиям из третьих стран якобы с польской пропиской.

Для Варшавы запрет на грузоперевозки – безусловный минус. Ежегодно польские фуры совершают в Россию около 200 тысяч поездок. А в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков подсчитали: 70 процентов трафика между двумя странами приходятся на Польшу.

Ранее замминистра транспорта Николай Асаул заявил: в ведомстве рассчитывают в ближайшие дни договориться с Варшавой. Причем, по его словам, речь идет не только о двусторонних разрешениях. Обсуждается и уже действовавшее три года правило "транзит без ограничений".

Сегодня Польша – важнейший коридор для обмена товарами с Западной Европой. Чаще этим маршрутом пользуются Италия, Франция, Нидерланды, Испания и Германия. В прошлом году из этих стран ввезли в Россию товары на 34 миллиарда долларов, примерно половина из них – доля Германии. Это в том числе детали для автомобилей и оборудования, лекарства, изделия из металла и пластмассы. Однако эксперты успокаивают: "не Польшей единой".

"Существует четкая, внятная альтернатива: довезти любые грузы до Гамбурга или Бремена, там погрузить в контейнер и отправить на контейнеровозах в город Санкт-Петербург, — объясняет Алексей Безбородов, Генеральный директор исследовательского агентства InfraNews. — Из Санкт-Петербурга дешевле будет отправить грузы и в Москву, и по России – хоть автотранспортом, хоть железнодорожными составами – минуя всякую Польшу. Это будет дешевле, просто на самом деле это будет чуть дольше".

Есть и другие пути обхода, например, через латвийский Вентспилс или литовскую Клайпеду. Однако стоимость альтернативных торговых коридоров эксперты оценивают по-разному. Некоторые не исключают, что освоение "новых окон в Европу" окажется дороже на 10-15 процентов.

Это не первый конфликт между Москвой и Варшавой с приостановкой двусторонних разрешений. В 2011 году трафик был заморожен примерно на полмесяца. Но так или иначе стороны всегда находили компромисс.