Непал: вопрос о границах спровоцировал топливный кризис


EPA

В Непале разразился топливный кризис, вызванный блокадой границ с Индией – единственным экспортером дешевой нефти. Блокируют границы мадхеси - представители народности, проживающей на юге Непала, недовольные принятием нового текста Конституции.

Непал оказался в экономической блокаде. Началось это еще прошлой осенью, когда в страну прекратились поставки топлива из Индии, а в стране начался энергетический кризис. Не успев оправиться от мощнейшего апрельского землетрясения, унесшего почти 10 тысяч жизней и разрушившего и без того слабую инфраструктуру страны, Непал переживает очередной этап гражданского противостояния между различными народностями, проживающими на его территории.

Наибольшую активность проявляют этнические индийцы, проживающие в южном регионе Мадхес, которых в Непале называют мадхеси. После принятия нового текста Конституции в сентябре прошлого года представители этой народности, составляющей около половины населения всего Непала, заблокировали границу с Индией, отрезав поставки дешёвого топлива и медикаментов. Лидер мадхеси Маханта Тхакур заявил, что блокада будет прекращена лишь после внесения поправок в текст основного закона.

Мадхеси протестуют против закрепленного в Конституции деления Непала на 7 провинций, которые напрямую подчиняются Катманду. Хотя авторы новой Конституции настаивают на том, что она передает часть полномочий в регионы, представители национальных меньшинств указывают на то, что она ущемляет их в выборе официального языка, а также нарушает право региона на самоопределение. Однако главным камнем преткновения стал вопрос о новых границах региона – по мнению мадхеси, новая Конституция не учитывает исторические границы проживания их народа.

Гражданское противостояние, вызванное принятием Конституции, наравне с землетрясением, стало сильным ударом по молодой демократии в Непале. Страна стала республикой лишь в 2008 году: хотя еще с 90-х годов прошлого века в стране была принята конституционная монархия, король продолжал играть важную роль в жизни общества. Прологом к падению монархии стала трагедия, разыгравшаяся в королевском дворце вечером 1 июня 2001 года, когда наследный принц Дипендра расстрелял из автомата всю свою семью, включая короля Бирендру, после чего покончил с собой. Впоследствии выяснилось, что причиной стала несчастная любовь: король не разрешал сыну жениться на понравившейся ему девушке из-за ее недостаточно знатного происхождения.

После смерти почти всей королевской семьи престол унаследовал брат короля Гьянендра, отсутствовавший на смертельном ужине. Хотя во время расстрела была серьезно ранена его жена, новый король не смог избежать обвинений в тайной организации расстрела с целью узурпации власти. Несмотря на то, что комиссия, расследовавшая обстоятельства трагедии, пришла к однозначному выводу, что бойню устроил именно кронпринц, многие политические силы использовали слухи против непопулярного в народе короля для дестабилизации ситуации в стране.

На момент прихода Гьянендры к власти в стране уже пять лет шла гражданская война между монархистами и маоистами – так называли сторонников Объединенной коммунистической партии. Несмотря на все попытки нового короля стабилизировать ситуацию путем централизации власти в своих руках, ситуация продолжала постепенно выходить из-под контроля. В 2006 году король был лишен статуса аватара бога Вишну – спустя несколько месяцев он был атакован прихожанами одного из столичных храмов, выкрикивавших антимонархические лозунги. В 2007 году парламент отстранил Гьянендру от власти и принял временную Конституцию, которая действовала вплоть до 2015 года. В 2008 году король подписал документ об отречении, а премьер-министром стал лидер маоистов Прачанда.

После отречения короля Гьянендры политический кризис в Непале продолжился: избранное по итогам выборов 2008 года Учредительное собрание не смогло договориться о принятии новой Конституции, вследствие чего в 2013 году прошли выборы во второе Учредительное собрание, которое согласовало текст нового основного закона к осени 2015 года. При этом поправки, внесенные представителями мадхеси, были проигнорированы, что и привело к забастовкам и закрытию границ.

На данный момент проблема топливного голода для непальской экономики стоит в одном ряду с разрушительными последствиями землетрясения, которые до сих пор не ликвидированы. Полного коллапса помогает избежать теневая экономика: десятки тысяч непальцев на мотоциклах, мотороллерах и велосипедах ежедневно пересекают границу с Индией, которая представляет собой обычный ручей. Там они заполняют привезенные с собой канистры горючим и пускаются в обратный путь, где сливают большую часть топлива перекупщикам, которые затем везут его в Катманду и другие крупные города Непала. По оценкам наблюдателей, ежедневно таким путем на территорию страны ввозится от 100 до 150 тысяч литров горючего, которого, однако, недостаточно для покрытия топливных нужд республики.

Топливный коллапс, спровоцированный блокировкой границы, уже вызвал беспокойство в Нью-Дели: премьер-министр Индии Нарендра Моди пообещал вдвое увеличить поставки топлива и продовольственных товаров, если блокада будет снята. В свою очередь, правительство Непала внесло в парламент предложение о внесении поправок в Конституцию, гарантирующих мадхеси и другим народностям право на сохранение избирательных округов в своих регионах, что должно значительно усилить местную власть. Однако сами мадхеси называют эти предложения лукавством и заявляют, что блокада будет снята лишь после полного урегулирования вопроса о границах.