Якутский уголь завоевывает мир

Каменный уголь из Якутии становится все более популярным в мире. Объем добычи и перевозки по железным дорогам растет, а вместе с этим развивается и сам регион.

Стук колес на станции Чульбасс не смолкает день и ночь, а ведь еще недавно здесь встречали и провожали всего два поезда в сутки. Машинист тепловоза Михаил Волошенюк составляет поезда, перетаскивая приходящие с карьера вагоны с углем, количество которых постоянно растет вопреки ухудшающейся погоде — февраль на юге Якутии известен своими сильными ветрами и метелями.

Уже через несколько дней этот энергетический товар пересечет границу России, твердое топливо, добытое в якутской тайге, пользуется большим спросом у металлургов стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Заместитель генерального директора угледобывающего предприятия Артем Левин сообщил: "Мы уже сейчас отправляем уголь на Японию, отправляем на Китай. И корейские наши партнеры, такие, как LG, уже сейчас интересуются нашим углем. Якутский уголь — один из самых лучших в мире, поэтому акционеры компании уделяют особое внимание ее развитию здесь, в Якутии".

Первые партии угля сейчас добывают из верхних слоев почвы, но основные объемы отгрузки начнутся, когда заработают обогатительная фабрика и подземная шахта. Их строят за счет средств частного инвестора, а федеральный бюджет помогает развить инфраструктуру. На подходе — линия электропередачи и дополнительная железнодорожная ветка.

Генеральный директор железнодорожной компании Василий Шимохин поясняет: "Здесь порядка трех километров. Я думаю, что мы в ближайшие десять дней закончим все работы, а в середине февраля запустим его во временную эксплуатацию для того чтобы обкатать эти пути и выполнить тот объем, который был заказан".

Уже в январе и начале февраля по только что построенному участку пути было перевезено около 200 тысяч тонн каменного угля, а до конца года объемы достигнут 5,5 миллиона тонн. Тем временем, угольщики запрашивают все большие возможности пропускной способности АЯМа и БАМа, вплотную приблизившись к их предельной загрузке.

Руководитель транспортной строительной организации Александр Дудников подчеркивает: "А дальше этот уголь передается для транспортировки на БАМ, а это уже большая политика, политика всей России. Чем больше таких ручейков роста перевозок мы сделаем, тем насыщеннее станет наша экономика".

Сегодня бывший небольшой разъезд Чульбасс уже не узнать: вместо двух путей проложены шесть, горят семафоры, а движением управляют микропроцессоры и компьютер, так что дежурным по станции больше не нужно вручную переводить стрелки.

Тем временем, к расширению готовят еще несколько железнодорожных станций и разъездов Якутии для того, чтобы не сдерживать рост развития производства и быть готовыми к перевозке любых объемов.

Такое мощное развитие Южной Якутии предсказывали еще первооткрыватели угля, но только современные рыночные условия и интеграция на восток сделали по-настоящему привлекательными разведанные ранее запасы, а это дает вторую жизнь построенным полвека назад городам и дорогам.

Сегодня