Первый беспилотник на водородном топливе поднялся в воздух

БПЛА впервые совершил полёт на водородном топливе
(фото SAMS).

Первый 10-минутный полёт воздушного судна, полностью работающего на твёрдом водороде, состоялся в Аргайле, Великобритания. Экспериментальный беспилотник работает на гранулах, а его выхлопы состоят лишь из водяного пара. Исследователи надеются, что подобная технология когда-нибудь будет применяться и на коммерческих самолётах, что сделает их полёт чище, а саму конструкцию легче.

"Идея была очень проста: заставить БПЛА летать на твердотельном водородном топливе. Но осуществить это было не так легко", – комментирует Фил Андерсон (Phil Anderson) из Шотландской ассоциации морских наук, на территории которой и проходило тестирование.

Автомобили на водородном топливе затмевают по своим характеристикам электромобили, поэтому идея создать такие летательные аппараты была очевидна. В предыдущих попытках (например, в проекте Cryoplane от Airbus) использовались большие резервуары жидкого водорода, выдерживаемого при сверхнизких температурах. Однако это подразумевало громоздкость, превышавшую практичность. Хранение водорода в форме сжатого газа также оказалось не особенно эффективным.

Новая система была разработана британской компанией Cella Energy. В настоящее время она использует картридж с сотней твёрдых гранул, площадь каждой из которых составляет один квадратный сантиметр.

Гранулы изготавливаются из химического соединения, которое выдаёт постоянный поток водорода при осторожном нагреве. Этот газ преобразуется в электричество в топливном элементе, который работает в двигателе дрона. Включение в состав смеси полимера предотвращает плавление первоначального соединения и помогает ему выделять водород при более низких температурах.

Тестовый полёт аппарата на гранулах из этого соединения длился 10 минут и проходил на высоте 80 метров. Однако, по словам Андерсона, если бы на борту были запасы топлива, можно было бы увеличить время на два часа.

Аппарат в будущем мог бы стать идеальной техникой для мониторинга климата и состояния окружающей среды. Андерсон и его команда планируут задействовать его в своих исследованиях в Арктике и Северной Атлантике – такой беспилотник может летать на более далёкие расстояния, нежели дрон с батарейным питанием, и не загрязняет окружающую среду, так как он производит просто водяной пар. Это особенно важно для тех исследований, в ходе которых осуществляется мониторинг остаточных загрязнений.

Единственная подвижная часть дрона – это его пропеллер, так что аппарату не грозит обледенение карбюратора, которое может повлиять на работу бензиновых БПЛА при экстремально низких температурах.

В долгосрочной перспективе технология может выйти за рамки использования в БПЛА. Планируется, что её можно будет интегрировать в городские автомобили и даже в коммерческие самолёты.

В настоящее время Cella Energy уже сотрудничает с французской авиационной компанией Safran над производством дополнительных топливных элементов, которые помогут поставить электричество, например, для освещения салона.

Сегодня