Тема:

Нелегалы в Европе 1 сутки назад

Перевозка беженцев выгоднее торговли наркотиками

Турция шантажирует Европу потоком беженцев и требует от ЕС бешеных денег. Ангела Меркель, которая, похоже, мыслит категориями лишь приемных детей, готова принимать их сотнями тысяч и даже миллионами, но, кажется, утрачивает чувство меры и опять начинает нервничать. 8 февраля она вновь приехала к Эрдогану. Второй раз подряд, не приняв хотя бы для приличия Эрдогана в Берлине. Тема — беженцы.

О подвигах шлемоблещущих греков в пустынно-соленом Эгейском море сказано еще в поэмах Гомера. Остров Лесбос как будто и не менялся с тех античных времен. Но теперь на "райскую землю" — и это совсем не о Греции — стремятся попасть сотни тысяч человек. Сотни из них гибнут в голубой воде.

"Все знают, что у перевозчиков есть свои люди и в правительстве, и в турецкой береговой охране. Этот бизнес приносит больше, чем наркотики. Теперь весь мир понимает, что проблема не в Греции, а в Турции. Если Турция не хочет, то сюда никто и не плывет", — отметил капитан команды спасателей Янис Кладос.

Работы в последнее время у команды капитана Кладоса мало. Виной тому и ветреный февраль, и переменчивая политика. 3 миллиарда евро — хороший подарок от Евросоюза в обмен на контроль за границей. И теперь все, что ЕС хочет увидеть, Турция демонстрирует: снизила количество лодок и единолично хочет заниматься спасением утопающих.

Место, где проходит граница между Турцией и Грецией. Дальше греческим спасателям нельзя — начинаются турецкие территориальные воды, заходить в них запрещено при любых условиях. Даже если там находится тонущая лодка, спасать людей может только турецкая береговая охрана.

И это приводит к трагедиям — в 10-градусной воде человек может выжить не больше часа. Недавно в зоне юрисдикции Турции погибли 33 человека. Кадры показали по всему миру. Турецкие власти недовольны, они хотят создать совсем другой образ.

И вот береговая охрана распространяет новое видео. Вертолет замечает тонущего человека, к нему отправляется спасатель с прикрепленной на шлеме камерой. В итоге — счастливый конец, утопающего поднимают на вертолет и доставляют на турецкую землю невредимым. Подробностей нет: как зовут беженца и каким образом он оказался в море один, когда обычно мигранты путешествуют в лодках по 60 человек?

А вот лесбосский рыбак Танос Мармаринос спас уже больше 60 лодок — один, без вертолетов. За это его номинировали на Нобелевскую премию мира.

"Все зависит от человека, но на Лесбосе большинство — я в том числе — потомки беженцев. Наши родители в 1922 году вынуждены были также переплывать пролив, спасаясь от турок. Им, как и сирийцам, угрожала смерть", — рассказал Танос.

В конце греко-турецкой войны все христианское население бежало с полуострова Малая Азия. В городах, где традиционно жили греки и армяне, турки устраивали пожары и погромы. Самый страшный — в Смирне, нынешнем турецком Измире.

Сто лет спустя этот город — начало пути в Европу, главный перевалочный пункт. Через Измир проходят все беженцы, и сейчас именно здесь они ждут изменения погодных и политических условий, чтобы продолжить свой путь. Отели в районе Басмане — на каждом шагу, а вот туристов здесь не видно.

В Измире можно приобрести все необходимое для путешествия в Европу, прежде всего спасательный жилет. Жилеты есть всех размеров, в том числе и детские.
Стоит 300 долларов. Здесь же находят и перевозчиков.

Район, наполненный беженцами, теперь считается одним из самых криминальных в стране. Например, тут готовился к отправке в Европу один из смертников, устроивших последний теракт в Париже. При необходимости выживать здесь можно, ничего не имея.

Ясно, что у беженцев, ожидающих отправки, да еще и вынужденных платить за жилье, денег нет, но еду можно получить и бесплатно, например, в мечетях, которые раздают горячие обеды всех желающим.

Беженцы из Измира поедут на побережье, как только станет теплее. А пока туркам демонстрировать контроль на границе просто — в феврале на резиновой лодке пересекать пролив между Турцией и греческим Лесбосом решаются немногие.

Все беженцы, прибывающие на Лесбос, отправляются в лагерь Мория. Там их регистрируют, дают временные документы. Сейчас в лагере не больше 200 человек, хотя осенью доходило и до трех тысяч.

В Мории уже готовятся к весне — строят новые боксы регистрации, а также жилые палатки, чтобы здесь могли одновременно находится пять тысяч человек. Директор ждет помощи от Евросоюза, прежде всего финансовой, но ее нет. Лагерь, большинство жителей которого едут в Германию и Швецию, существует на средства греческого бюджета.

"Я думаю, что Греция сейчас работает на всю Европу. Но пока мы спасаем людей, они строят заборы. И сейчас необходимо подумать о том, что означает "единая Европа", что означает ЕС для всех нас. И я уверена, что у ЕС много способов помочь беженцам. Этот вопрос мы должны решать вместе", — считает директор лагеря беженцев Анти Карагели.

В отличие от хаоса прошлого лета, теперь вся система напоминает освоенный туристический маршрут. Те, кто посостоятельнее, — на такси, остальные едут на автобусах в столицу Лесбоса Митилини. Дальше — чемодан, паром, Афины.

"Нам нужна помощь от Европейского Союза. Мы — тоже его часть. Так что все страны Европы должны принять участие, собраться. Греческое правительство попросило Турцию контролировать ситуацию, чтобы было меньше трагических случаев, иначе будет происходить много смертей", — отметил вице-мэр Лесбоса Константинос Астиракакис.

Но остальной Евросоюз, похоже, опять собирается решить проблему забором — Македония на границе с Грецией возвела второй рубеж укреплений. Граница пока открыта, но создается ощущение, что здесь готовятся к обороне.

Вдобавок Еврокомиссия уже пообещала Элладе временное изгнание из Шенгена на два года в случае "неспособности исправить ситуацию на границе". Другими словами, беженцев должно стать меньше. Но жители Лесбоса сделают все, чтобы получилось наоборот, чтобы те, кто решился на опасный путь, не утонули.

Сегодня