Грушко: смешивание военного планирования и политики – опасная тенденция

Стремление НАТО к диалогу, позиция Москвы по вопросу размещения западных войск в Польше и странах Балтии, а также другие вопросы – все это обсуждалось в интервью, которое постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко дал американскому изданию The Wall Street Journal в Мюнхене.

Стремление НАТО к диалогу, позиция Москвы по вопросу размещения западных войск в Польше и странах Балтии, а также многие другие вопросы обсуждались в интервью, которое постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко дал американскому изданию The Wall Street Journal во время Мюнхенской конференции по безопасности.

По мнению Грушко, НАТО в настоящий момент сосредоточило внимание на сдерживании России не только политическими, но и военными средствами — а такое "смешивание военного планирования и политики — это опасная тенденция". Российский представитель согласен с оценкой премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, который, выступая на мюнхенской конференции по безопасности, заявил, что Россия и страны Запада скатились к новой холодной войне.

"Мы наблюдаем это сейчас. НАТО движется в направлении обеспечения безопасности в соответствии со старой схемой, вместо того, чтобы искать пути расширения взаимодействия с РФ по ряду вопросов, затрагивающих безопасность", — констатировал российский постпред. В качестве примера направлений такого взаимодействия Грушко назвал Афганистан, борьбу с терроризмом и урегулирование нестабильной обстановки во многих точках мира.

Грушко назвал не соответствующим действительности содержащееся в отчетном докладе генсека НАТО Йенса Столтенберга упоминание о российских военных учениях, в ходе которых якобы отрабатывались ядерные атаки против стран Альянса и Швеции. "Все эти истории о так называемых имитациях ядерных атак на другие государства не соответствуют действительности", — отметил российский дипломат.

При этом он подчеркнул, что Россия прозрачно и не таясь проводит учения, призванные поддерживать боеготовность Стратегических ядерных сил. "Я снова хотел бы сказать, что они абсолютно транспарентны и никакого секрета в них нет. Назначение этих учений заключается в том, чтобы проверить боеготовность наших ядерных сил. Наша стратегия ясна. Она заключается в том, что ядерное оружие может быть применено только при наличии угрозы самому существованию государства", — отметил Грушко.

Вопрос о сроках возобновления работы Совета Россия-НАТО, проведение заседаний которого было приостановлено после того, как 1 апреля 2014 года альянс прекратил военное сотрудничество с РФ в связи с разногласиями по Украине, по мнению Грушко, следует адресовать не РФ, а руководству альянса — именно оно "навязывает Москве конфронтационную повестку дня". О том, что в НАТО приняли решение возобновить работу Совета, сообщил 2 декабря 2015 года генсек альянса Йенс Столтенберг.

Он подтвердил, что Россия остается открытой к любым предложениям наладить сотрудничество по существу — естественно, при соблюдении принципа единства преследуемых целей. Препятствием на пути такого сотрудничества Грушко считает стремление НАТО сдержать Россию. "Это военное расширение вблизи наших границ является существенным и значимым фактором, который следует учитывать в процессе нашего оборонного планирования. Мы будем поступать так, как должны, чтобы защищать наши законные (легитимные) национальные интересы", — предупредил он. Наращивание присутствия НАТО в странах Балтии Грушко назвал одним из свидетельств приближения военного потенциала альянса к границам России. РФ придется принимать в расчет этот "крупный сдвиг" при военном планировании, сказал он.

Коснувшись кризиса на Украине, Грушко назвал главной загвоздкой в его урегулировании невыполнение политической части Минских соглашений. "Загвоздка — в невыполнении политической части Минских соглашений. Мы работаем изо всех сил, чтобы обеспечить полное выполнение Минских соглашений. Шар перешел на сторону поля Киева. Ему следует заниматься реформой институтов (власти), закрепленной в заключенном в Минске документе. Им (властям в Киеве) следует принять отдельный закон о статусе автономии, принять закон об амнистии, который позволит людям голосовать и избираться", — пояснил дипломат.

Постпред РФ признал, что "нарушения и стрельбу (на юго-востоке Украины) допускают обе стороны". "Мы делаем все возможное, чтобы сделать более прочным режим прекращения огня. Опять же все зависит от способности киевских властей выполнить Минский документ", — резюмировал он.