Тема:

Отчет Путина в Госдуме 14 лет назад

Выступление Путина в Госдуме. Главное

Вести.Ru публикуют основные тезисы выступления Владимира Путина в Госдуме. В понедельник председатель правительства представил в нижней палате отчет кабинета министров за 2008 год. Прямую трансляцию из Думы вели телеканалы "Вести" и "Россия" и радио "Вести FM".

Председатель правительства России Владимир Путин сегодня выступает в Госдуме с отчетом кабинета министров за 2008 год. Прямую трансляцию выступления вели телеканал "Вести", телеканал "Россия" и радио "Вести FM". Вести.Ru публикуют основные тезисы выступления премьера.

О выполнении "Программы-2020" в условиях кризиса

Вся мировая экономика, а вместе с ней и российская, переживают, мягко говоря, нелегкие времена. Казалось бы, в такой ситуации представлять в парламенте результаты работы правительства – не самое подходящее время и неподходящий момент, неблагодарное дело. Однако я действительно рад нашей сегодняшней встрече, и не только потому, что можно в абсолютно открытой, деловой атмосфере поговорить по проблемам страны и по решению вопросов ее развития, но еще и потому, что сегодня мы с вами закладываем новую традицию – отчет правительства перед парламентом России. Это еще один шаг вперед по развитию нашей политической системы. И думаю, что это очень важно...

Действующий кабинет сформирован почти год назад, в мае 2008 года, и в этом зале я изложил нашу программу. На ее базе были приняты концепция долгосрочного развития России до 2020 года, так называемая "Программа-2020", и план работы правительства до 2012 года. Признателен, что большинство из вас эти документы поддержали. Определяя логику наших шагов, мы исходили из преемственности проводимой политики, из основных положений Послания президента РФ прошлого года, и одновременно стремились сконцентрироваться на решении конкретных, наиболее востребованных задач, придать больший динамизм преобразованиям, цель которых – обеспечить России лидирующие позиции по ключевым показателям социально-экономического развития и повышения качества жизни граждан страны.

Конечно, сегодня нам приходится действовать в совершенно других условиях, в период глобального экономического кризиса. Но мы не считаем, и много раз уже говорил об этом, что должны отказаться от заявленной стратегии. Наш выбор – продолжить линию на переустройство, а фактически на создание новой экономики, поддержать и консолидировать все то, что составляет базу ее качественного роста...

Могла ли Россия остаться в стороне от кризиса или полностью избежать его негативных последствий? Конечно, нет. Это просто невозможно. Это иллюзия. Проблемы возникли не у нас и не по нашей вине. Это очевидно, с этим никто не спорит, но затронули практически всех, в том числе и Россию. По оценкам экспертов, в этом году глобальная экономика впервые после Второй мировой войны продемонстрирует отрицательные темпы роста. В четвертом квартале прошлого года ВВП США, например, сократился более, чем на 6% в годовом исчислении, в Японии на 12, в Германии на 8,2, безработица практически везде подбирается к отметке 8%, уже зашкаливает за 8 – и в еврозоне и, по-моему, в США точно уже – 8,5. Глубочайший спад переживают практически все отрасли мировой экономики. Где-то наши дела идут лучше, где-то хуже, но в целом ситуация в российской экономике принципиально не отличается от мировых тенденций.

Вместе с тем кризис обострил и наши известные проблемы: зависимость от внешней конъюнктуры, слабую диверсификацию, дефицит так называемых длинных денег. Мы были вынуждены парировать сразу два удара. Первый – собственный финансовый кризис, который вызвал отток капитала, потому что сами западные экономики столкнулись с дефицитом ликвидности, и деньги просто туда уводили, да и спекулятивный капитал начал уходить с нашего рынка. И свертывание внешних источников кредитования. И второй удар – это резкое падение спроса и цен на традиционные товары нашего экспорта, а значит, сокращение доходов в бюджет.

Однако представьте себе, что могло бы произойти, если бы Россия вошла в период экономических неурядиц такой, какой она была еще несколько лет назад – обремененной огромным внешним долгом с тромбами неплатежей, систематическими и массовыми задержками выплат заработных плат, пенсий, пособий, веерным отключением электроэнергии! Да, и сегодня качеству наших рыночных и социальных институтов можно и нужно предъявлять справедливые претензии. Но что, несомненно, показал кризис – это то, что они, эти институты, все-таки работают, проявляют устойчивость и способность противостоять разрушительным тенденциям. Именно это обстоятельство, наряду с уверенностью в своих силах, позволяет нам рассчитывать на успех, причем даже в большей степени, чем накопленные финансовые ресурсы.

Об экономических и социальных итогах 2008 года

Несмотря на снижение темпов в 4-м квартале, ВВП страны вырос на 5,6%, рост промышленного производства составил 2,1%, более чем 10-процентный рост продемонстрировало сельское хозяйство, инвестиции выросли на 9,8%, а производительность труда – на 5.

В прошлом году на 10,3% увеличилась реальная заработная плата. Почти в два раза повышен минимальный размер оплаты труда. Было построено 64 миллиона квадратных метров жилья. Это лучший показатель за всю историю новейшей России.

Как показывают встречи в регионах, хороший отклик встретили программы Фонда реформирования ЖКХ по расселению аварийного и ветхого жилья, ремонту многоквартирных домов. Благодаря им, этим программам, более 120 тысяч человек уже получили или получают в самое ближайшее время новые квартиры, а в целом улучшат условия своей жизни 7 миллионов граждан России по этим программам.

В сфере образования выполнены практически все задачи нацпроекта. Идет внедрение современных программ обучения. Во время встречи с депутатами Госдумы высказывались предложения сделать такую работу более прозрачной, привлечь общественность, и думаю, что это абсолютно правильно. Так и будем делать. Улучшена материально-техническая база десятков тысяч школ, техникумов, вузов. Число компьютеров в школах выросло более чем в 3 раза, и теперь наши школьники обеспечены ими не хуже, чем их сверстники во многих европейских странах.

В целом 2008 год стал прорывным для распространения Интернета в России. Регулярный доступ к сети имеет уже треть населения страны – 50 млн. человек.

В 2008 году, объявленном Годом семьи, у нас родился 1 млн. 717 тыс. детей – самый высокий показатель с начала 90-х годов. Ожидаемая продолжительность жизни достигла почти 68 лет, то есть за последние 5 лет она выросла на 3 года. Это значит, что само качество жизни в России меняется в лучшую сторону, и это значит, что те средства, которые мы применяем для решения этой задачи, они правильные, мы целей достигаем.

О социальных гарантиях военнослужащим

Год назад в городе Жуковском, недалеко от Москвы, многие помнят, наверное, на встрече с летчиками и выпускниками летных училищ я говорил о необходимости изменить систему оплаты в Вооруженных Силах, и прежде всего существенно поднять денежное довольствие военнослужащих, которые вносят наибольший вклад в укрепление национальной безопасности, стоят на боевых постах на ключевых, особо важных или особо опасных направлениях – в подразделениях ПВО, ракетных войск стратегического назначения, авиации, космических войск, на флоте, в частях постоянной готовности. С января 2009 года такой механизм материального стимулирования офицеров, добившихся лучших результатов в служебной деятельности, заработал. На эти цели в ближайшие три года предусмотрено 100 млрд. рублей, денежные выплаты в размере от 35-ти до 150 тыс. рублей в месяц уже получают 34 тыс. офицеров от взводного до командира атомной подводной лодки.

Понятно, что это только первый шаг. Считаю, что к 2012 году на новую систему денежного довольствия должны быть переведены все военнослужащие Вооруженных Сил. Взводный будет получать где-то 50 тысяч, уже сейчас некоторые получают эту сумму.

И, конечно же, мы продолжим работу по решению жилищных проблем военнослужащих. В прошлом году для них было построено или приобретено более 22 тысяч квартир. План на текущий год – 45 тысяч квартир. В прошлом году было 22, в этом году будет 45 тысяч – увеличение больше чем в два раза.

Это значит, что уже в конце следующего, 2010 года военнослужащие Минобороны и граждане, увольняемые с военной службы, будут полностью обеспечены постоянным жильем. Вы знаете, насколько это важно и как долго мы идем к решению этой задачи. А к концу 2012 года будет сформирован служебный фонд Вооруженных Сил. По другим силовым ведомствам эти задачи будут выполнены, соответственно, в 2011-2013 годах.

Президент обещал ветеранам Великой Отечественной войны к 1 мая 2010 года обеспечить их жильем. И хочу вам сказать, что такая задача, безусловно, будет исполнена. К 1 мая 2010 года нуждающиеся ветераны Великой Отечественной войны полностью получат жилье. Эту задачу мы, безусловно, выполним. Добавлю, что наши обязательства предоставить им автотранспорт или по выбору денежные компенсации уже исполнены.

О банковской системе и курсе рубля

До 700 тысяч рублей были повышены страховые суммы по вкладам граждан в банках, выделены средства на санацию проблемных финансовых учреждений и пополнение банковских капиталов через субординированные кредиты. Кроме того, правительство поддержало усилия Центрального банка страны по восстановлению ликвидности кредитных учреждений. Поддержка банков была нужна в том числе, а может быть, даже и в первую очередь для того, чтобы сохранить сбережения граждан России в наших банковских учреждениях, не допустить паралича расчетов между предприятиями. И обе эти задачи выполнены.

Угроза развала банковской системы отступила, а она стояла на пороге, была, к сожалению, вполне реальной. Более того, банки, получившие поддержку, за пять кризисных месяцев смогли более чем на 15% увеличить объемы кредитования реального сектора, дополнительно выдать кредитов более чем на 1 триллион рублей. Обращаю ваше внимание на то, что другие финансовые учреждения, которые такой поддержки со стороны Правительства не получили, тоже увеличили объем кредитования, но только на 7 процентов. В среднем получается 9 процентов.

Напомню, что в позапрошлом году темпы роста кредитов составили в нашей стране рекордную цифру – это было больше 50%, 54, по-моему, в прошлом году – 34. Но хочу вам сказать, уважаемые депутаты Государственной Думы, что это вообще беспрецедентная вещь в мировой экономике. Самыми большими темпами кредиты растут в Китае, но там всего 19%, а в нормальной экономике – это как раз и есть 7-9. Вот мы подошли сейчас к этому рубежу.

Хочу подчеркнуть, что государство при этом никому ничего не подарило: частные банки получили от Центробанка и Фонда национального благосостояния кредиты, которые должны будут возвратить.

В условиях оттока капитала и снижения экспортных доходов нужно было защитить национальную валюту, отбить атаки на рубль. Неуправляемую девальвацию удалось предотвратить. Снижение курса национальной валюты, неизбежное в сложившихся условиях, как мы обещали, было плавным, что позволило экономике и гражданам адаптироваться к новым реалиям.

Кроме того, текущий курс национальной валюты, безусловно, улучшает конкурентные позиции российских производителей как на внешнем, так и, что особенно важно, на внутреннем рынке. Многие из вас это хорошо знают. Когда я посещал некоторые предприятия, говорил с рабочими, с руководителями, с менеджментом, так прямо и говорили: три дня назад курс изменился, мы можем решать нормально наши вопросы, можем реализовывать свою продукцию на внешнем рынке и на внутреннем.

В интересах всей экономики были сокращены темпы роста тарифов. Вопросы валютного курса – это исключительная, в соответствии с законом, прерогатива Центрального банка. Правительство находится с Банком России в постоянном контакте. Правительство и в дальнейшем будет предельно аккуратно подходить к вопросам индексации тарифов, о которых я уже упоминал. Вместе с тем полное замораживание тарифов – это эффектное, но далеко не всегда эффективное решение… Что такое замораживание, полное замораживание тарифов, скажем, для РАО "РЖД"? Это просто непоступление доходов, а значит, сокращение инвестиционной программы. Что это означает на практике? На практике это означает, что РАО "РЖД" не закупит большее количество рельс, колесных пар и т.д. и т.п. Это значит, что не получат заказы металлурги и, в свою очередь, означает, что не нужен будет кокс. Вот так по всей цепочке все и пустится. Поэтому здесь нужно быть очень аккуратным и взвешенным…

Какой же главный результат неотложных антикризисных мер? Удалось избежать худшего сценария развития событий. Насколько это возможно, удары кризиса были смягчены, экономика доказала свою способность не просто выживать, но и развиваться в новых, менее благоприятных условиях. Вместе с тем 2009 год будет для нас очень трудным.


О помощи государства и ответственности бизнеса

Расходы федерального бюджета по разделу "Национальная экономика" в 2009 году… увеличиваются сразу на 70% и составят рекордную для нас сумму – 1 триллион 733 миллиарда рублей (в 2008 году это был 1 триллион). На госгарантии по кредитам, дополнительную капитализацию компаний и поддержку экспорта направляется 500 миллиардов. Однако помощь государства не будет подменять ответственность самого бизнеса. Право на получение поддержки получат лишь те, кто самостоятельно способен привлекать ресурсы, обслуживать долги, реализовывать программы реструктуризации. Вкладывать средства в спасение заведомо неперспективных производств мы не можем. Это значило бы консервировать вчерашний день российской экономики, разбазаривать деньги налогоплательщиков.


Конечно, всем нам хочется сделать что-то хорошее, всем хочется быть добрыми и даже добренькими, но эта в кавычках "доброта" может обернуться серьезными негативными последствиями. Она противоречит общенациональным интересам. Поэтому я обязан сказать, что если свертывание или реструктуризация производства неизбежны, то в этом случае помощь должна оказываться не предприятиям, не их собственникам, не владельцам, тем более если они вовремя чего-то не сделали или пожадничали реструктурировать свое производство либо провести необходимое технологическое обновление. Помощь в этом случае должна оказываться напрямую гражданам. Нужно обеспечить неукоснительное соблюдение их прав в процессе сокращения, как можно быстрее помочь найти новую работу, повысить квалификацию или получить новую профессию.

Для сохранения важнейших производств государство готово напрямую входить в капиталы компаний. Корпорация "МиГ", например, уже получила 15 миллиардов рублей, центр имени Хруничева – 8 миллиардов. Возможны решения и по другим компаниям, прежде всего, конечно, по тем, перед которыми у государства есть прямая ответственность, и это прежде всего оборонно-промышленный комплекс…

Про помощь малому и среднему бизнесу

Следует серьезно работать над сохранением и расширением налогооблагаемой базы, а это, прежде всего, вопрос помощи малому и среднему бизнесу. Нужно создавать максимально благоприятные условия для предпринимательства. Среди возможных мер поддержки – льготная аренда, пониженные тарифы на подключение к коммунальным сетям, квоты на госзакупки для малых и средних предприятий. Напомню, что на федеральном уровне мы уже приняли ряд решений по поддержке малого бизнеса, имея в виду преференции при выкупе арендуемого недвижимого имущества, снижение платы за присоединение к электросетям, увеличение бюджетных субсидий малому бизнесу. Я напомню, мы 10,5 миллиарда выделяем на эти цели, и плюс еще кредитная линия Внешэкономбанка – 30 миллиардов рублей.

Со своей стороны, правительство окажет необходимую помощь для стабилизации региональных финансов в целом. Объем федеральной поддержки регионов в новом варианте бюджета увеличивается на 36% по сравнению с 2008 годом. Мы исходим из того, уважаемые коллеги, и многие из вас это знают, что региональные бюджеты также столкнутся с проблемами, и мы должны будем им помочь. Эта помощь в новом варианте бюджета предусмотрена. Всего мы выделяем на эти цели 1 триллион 200 миллиардов рублей.

Про социальную политику

Убежден, мы должны продолжить национальные проекты и другие программы по повышению качества жизни. Наша задача состоит в том, чтобы не дать кризису деморализовать общество, разрушить долгосрочные планы граждан. Те, кто собирался учиться или получать новую профессию, должны иметь эту возможность. Кто вложился в ипотеку или строительство жилья, вправе рассчитывать на поддержку государства. Тот, кто потерял заработок, должен получить шанс найти новую работу или временный источник дохода, начать свое собственное дело. В общей сложности на социальные нужды дополнительно выделяем 600 миллиардов рублей. Большая часть этих средств предназначена Пенсионному и другим государственным внебюджетным фондам.

Про студентов и переподготовку специалистов

Мы намерены сохранить число бюджетных мест в вузах. В этом году их будет 197 на 10 тысяч человек. Кроме того, увеличится прием в магистратуру и аспирантуру. В целом решен вопрос о переводе на вакантные бюджетные места студентов коммерческих отделений, показавших лучшие результаты в учебе или оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Совместно с регионами начата реализация программы содействия занятости. Будет создан почти миллион временных рабочих мест. Более чем 170 тысяч человек смогут переобучиться и получить новую профессию, востребованную рынком. 57 тысяч граждан получат содействие государства при открытии собственного дела, как я уже говорил.

В конечном счете эти программы направлены на сохранение трудового потенциала экономики, на то, чтобы мы не растеряли опытных специалистов, а люди не выпали из активной жизни и, наоборот, получили шанс повысить свой социальный статус. Надо вам сказать, что и предпринимательское сообщество это понимает. Растерять квалифицированных специалистов легко. Потом собрать их, обучить будет очень сложно.

Про материнский капитал

Уже проводится реструктуризация ипотечной задолженности заемщиков, столкнувшихся с потерей работы или снижением доходов. Напомню также, что начиная с 2009 года появилась возможность направлять средства "материнского капитала" на погашение ипотечных кредитов. Этим правом смогут воспользоваться более 80 тысяч семей.

Был также вопрос и о том, чтобы пойти дальше – дать возможность людям в 2009 году по собственному выбору использовать часть средств "материнского капитала", в том числе и на повседневные нужды. Считаю, что в условиях кризиса в 2009 году это возможно. Предлагаем дать возможность людям единовременно в 2009 году получить на руки 12 тыс. рублей дополнительно. Сумма примерно равна размеру дополнительной индексации "материнского капитала". При этом сама идеология "материнского капитала" должна оставаться прежней: это образование для детей, это пенсионное обеспечение матерей, третье направление у нас там было приобретение жилья. Все эти основные направления – три направления – мы, конечно, должны сохранить.


Про достойную старость

В прошлом году пенсии в реальном выражении выросли на 18,5%. За этот год рост трудовой пенсии в номинальном выражении составит более 24%. Как и было заявлено, средний размер социальной пенсии достигнет прожиточного минимума пенсионера, именно для этого в декабре текущего года мы значительно проиндексируем пенсию, на 30 с лишним процентов.

И все же нужно признать, наша пенсионная система далеко не эффективна, в ней много перекосов и несправедливости, а главное, она не позволяет гарантировать людям по-настоящему обеспеченную старость. Об этом мы давно говорим, приняли принципиальное решение о переходе на новую страховую модель пенсионной системы, но до сих пор не можем решиться начать ее реализацию, и понятно почему – потому что это требует больших бюджетных расходов. Для любой страны, я хочу это подчеркнуть – для любой страны мира, пенсионная система, ее реформирование, совершенствование – это важнейший социальный выбор, эффект от которого рассчитан на десятилетия вперед.

Можем ли мы пойти на такой шаг сегодня, в условиях кризиса, будут ли наши действия обоснованными не только с социальной точки зрения, – с социальной понятно, безусловно, обоснованные, – но и целесообразными с экономической точки зрения? Ведь внедрение новой модели потребует дополнительных затрат, причем далеко не маленьких, как я сказал, как со стороны бюджета, так и со стороны бизнеса, потому что фискальную нагрузку в будущем придется, конечно, увеличивать. Но в условиях кризиса, а мы уже об этом говорили, мы должны не повышать, а, наоборот, уменьшать любые виды фискальной нагрузки на экономику, как бы они ни назывались – налоги, взносы, сборы – мы должны их снижать, только такая логика является правильной в условиях кризиса.
И вместе с тем считаю, что даже в период кризиса недопустимо решать проблемы бюджета и экономики за счет стариков – наименее защищенных граждан России.

Невозможно уже больше, с моральной точки зрения, концентрировать, скажем, ресурсы развития и при этом мириться с нищенским пенсионным обеспечением миллионов людей, с тем, что у нас по-прежнему есть пенсионеры, которые получают меньше 2 тыс. – 1950 рублей. Правда, это еще наследие прошлого, советского периода, когда в совхозах платили соответствующие деньги, но люди-то живут сегодня, и мы сегодня должны подумать о них. Поэтому считаю, что, несмотря ни на какие трудности, реформу пенсионной системы и существенное увеличение размера пенсий откладывать нельзя.


Считаю, что, как и планировалось, с 1 января 2010 года пенсионные права, приобретенные до 2002 года, должны быть дополнительно проиндексированы на 10%, и плюс 1% дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанного в советское время – до 1991 года. То есть мы решим с вами проблему более справедливой оценки трудового вклада людей, работавших в советское время. Будет введен единый порядок индексации базовой и страховой части пенсии.

В 2010 году среднегодовой размер трудовой пенсии вырастет по отношению к 2009-му сразу на 45% в номинальном выражении. Будем бороться и с инфляцией. Посмотрим, может быть, еще больше поднимем размер пенсии. Во всяком случае, мы устраним несправедливости внутри самой пенсионной системы. Минимум на 30% в реальном выражении должна будет вырасти пенсия.
Далее. Если пенсионер проживает в регионе с высокой стоимостью жизни, и размер его пенсии оказывается меньше прожиточного минимума пенсионера, то он начнет получать специальную социальную доплату.

Про выход из кризиса

Мировой кризис еще не закончился, далеко еще не закончился. Ситуация в глобальной экономике остается неопределенной и таит в себе немало угроз. Мы не можем одним махом, что называется, одним щелчком решить все проблемы. Понимаем всю сложность ситуации, так же, как и то, что действовать придется в условиях целого ряда ограничений и неопределенностей, включая низкие цены на основные товары нашего традиционного экспорта, необходимость следовать жестким параметрам бюджета, сберегать и наращивать резервы. А у нас такая возможность сохраняется. Вот вчера только мне председатель Центрального банка сказал, они купили уже 5 миллиардов долларов за последнее время. Золотовалютные резервы увеличиваются, сейчас они составляют уже 380 миллиардов. Тем не менее, было бы безответственно успокаивать себя бравурными словами и безудержным оптимизмом. Но что определенно можно сказать, и нужно, так это то, что Россия кризис преодолеет.


Страна, безусловно, сохранит позиции одной из крупнейших экономик мира, к тому же с большим горизонтом развития, с мощным кадровым и технологическим потенциалом. Для этого нам всем нужно работать согласованно, единой командой, требуется собранность и консолидация, согласие по принципиальным вопросам. Наши действия должны быть несуетливыми, но быстрыми, ответственными и взвешенными, приносить реальный эффект и для граждан, и для экономики. Только так мы сможем сохранить общественное доверие и обеспечим достижение поставленных стратегических целей.