Тема:

Ситуация на Украине 4 часа назад

Грузовое перемирие. Реплика Андрея Норкина

В украинско-российской "войне фур", спровоцированной на минувшей неделе киевскими радикалами, объявлено перемирие. Накануне поздно вечером Министерство инфраструктуры Украины и российский Минтранс сообщили, что наши государства договорились о беспрепятственном возвращении грузовиков, застрявших на территории обеих стран. Россия разрешает проезд украинского транспорта без каких бы то ни было условий, а украинская сторона берет на себя дополнительное обязательство: обеспечить сопровождение колонн наших автомобилей до границы с Россией или Белоруссией. Действовать это "грузовое перемирие" будет с 16 по 25 февраля включительно.

Вы знаете, для меня это – первая за долгое время хорошая новость, связанная с состоянием российско-украинских отношений. Правда, у меня все еще есть сомнения в том, что эти благие намерения будут воплощены в жизнь. Но надежда на здравый смысл остается. Напомню, как развивались события. 1 февраля были прекращены международные перевозки между Россией и Польшей. Наши польские коллеги никак не хотят договариваться по поводу объемов перевозок, настаивая на исключительных преференциях для собственных транспортных компаний. В результате срок прежнего соглашения истек, а новое пока так никто и не подписал.

Понятно, что товары и продукты, которые уже находятся в грузовых автомобилях, не могут ждать окончания переговоров, их нужно доставить заказчикам. Поэтому российские фуры, лишенные возможности передвигаться по привычному – польскому – маршруту, отправились в путь через территорию Украины. Но не тут-то было! Наших дальнобойщиков уже ждали…

11 февраля в Воловецком районе Закарпатской области Украины началась настоящая охота на грузовики с российскими номерами. "Блокаду" нашему грузовому транспорту объявили все те же националисты из "Правого сектора" и, как сообщалось, "рядовые участники антитеррористической операции в Донбассе". В районе села Нижние Ворота появились блокпосты, которые инициаторы акции поклялись не убирать до тех пор, пока Россию не признают страной-агрессором. Кто должен был сделать такое заявление, "правосеки" не пояснили, да этого и не требовалось, потому что сразу же стало понятно, что эта инициатива молчаливо поддерживается украинскими властями. Вот вам пара примеров. Первый — лидер националистической партии "Свобода" Олег Тягнибок заявил, что блокада российского транспорта будет развернута во всех западных регионах страны. Что и произошло, поскольку, по разным данным, к участию в охоте на грузовики из России подключились от восьми до двенадцати областей Украины. Фактически – половина страны. Второй пример — глава Закарпатской области Геннадий Москаль поделился своей "принципиальной позицией": "Транзит коммерческого автотранспорта России через нашу территорию должен быть официально запрещен". При этом официально Киев не запрещал транзит российских фур, но и на подобные заявления никак не реагировал. А этого уже было достаточно, чтобы вселить уверенность в сердца пламенных борцов за "освобождение" Украины от "российского ига": "Начали в 8.00, как и обещали. Как результат, завернули четыре авто и поймали одного "фаната" с георгиевской лентой, который проехал через всю Украину». Это я цитирую запись в "Фейсбуке" одного из "активистов" мероприятия.

Естественно, Россия была вынуждена принять ответные меры. Минтранс объявил о приостановке движения украинских большегрузных автомобилей по территории нашей страны, поскольку происходящее с нашим транспортом на Украине является грубейшим нарушением договоренностей о международном автомобильном сообщении. Логично? На мой взгляд, вполне… Но в том-то и состоит проблема, которая заставляет меня усомниться в благополучном исходе истории. Вот заявление уважаемого европейского чиновника, представителя еврокомиссара по вопросам торговли Даниэля Росарио. "Любая мера, оказывающая влияние на торговлю, должна обсуждаться на двустороннем уровне между торговыми партнерами. Но никакие ответные меры не могут быть оправданы вне предусмотренных законных рамок" — конец цитаты.

То есть, получается, что воспользовавшиеся очередным спорным моментом в польско-российских отношениях украинские радикалы, нарушившие существующие в самой же Европе правила и, фактически, захватывающие водителей российских грузовиков в заложники, никакой ответственности не несут. А вынужденная реакция России на эти действия, оказывается, "не может быть оправдана вне предусмотренных законных рамок"! Я в своей профессиональной жизни сталкивался с чиновниками Еврокомиссии и вроде бы должен был уже привыкнуть к их в высшей степени бюрократическому стилю выражения мыслей. Но некоторые формулировки поражают и сегодня.

Однако, загвоздка вовсе не в словесной эквилибристике. Министерство инфраструктуры Украины проявило невиданное здравомыслие, найдя вместе с российскими коллегами способ выйти из кризиса. Только выполнят ли его решение боевики "Правого сектора", перекрывшие украинские дороги? Кто для них указ? Министерство инфраструктуры, президент Порошенко, губернатор Москаль или лидер "свободовцев" Тягнибок? Или, возможно, уважаемый представитель еврокомиссара по вопросам торговли? Боюсь, что – никто из перечисленных. Паралич власти, разбивший сегодняшнюю Украину, дает возможность любым радикальным силам вершить свои собственные законы. Поэтому, мне остается только надеяться, что все задержанные ранее на Украине российские водители быстро и благополучно вернутся домой. Ибо пока объявленное "перемирие" все еще выглядит слабеньким и беспомощным. Как малолитражка на фоне крупнотоннажного грузовика…

Сегодня