Переговоры России и Польши по грузоперевозкам: плана "Б" нет

Экспертные группы России и Польши сегодня уже в четвертый раз попытаются выработать общую позицию по грузоперевозкам. А уже завтра в Сочи пройдут и официальные переговоры. Граница Польши и Белоруссии закрыта для фур с российскими и польскими номерами с 1 февраля.

Экспертные группы России и Польши сегодня уже в четвертый раз попытаются выработать общую позицию по грузоперевозкам. А уже завтра в Сочи пройдут и официальные переговоры. Граница Польши и Белоруссии закрыта для фур с российскими и польскими номерами с 1 февраля — страны так и не смогли договориться по квотам на текущий год.

Из Варшавы в Светлогорск, опять в Варшаву и теперь в Сочи. В эту пятницу российская и польская делегации попытаются уже в четвертый раз достичь компромисса в вопросе грузоперевозок. Переговоры по устоявшейся процедуре проходят по очереди то в одной, то в другой стране.

До того поляки на компромиссы не шли. Отказались даже обменяться хотя бы пробной партией со сроком действия два месяца. А переговоры в Светлогорске, запланированные на два дня, покинули и вовсе уже через два часа. Теперь после подсчета убытков, скорее всего, будут больше склонны к компромиссу. Польские власти признают, плана "Б" на случай провала переговоров у них нет.

"Трудно давать какие-то прогнозы, какой будет итог переговоров. Но пока мы даже не рассматриваем сценарий, что Польша не договорится с Россией. Взаимный торговый обмен должен идти, перевозки должны осуществляться, и видно по их объему, что они были очень востребованы. Последствия приостановки торгового обмена трудно оценить, но они абсолютно точно очень болезненные," — говорит официальный представитель Департамента транспорта Польши Анна Врона.

Количество разрешений на въезд фур и транзит грузов согласовывают ежегодно. В этом году заключить новое соглашение не удалось. В результате с 1 февраля польско-белорусская граница закрыта для грузовиков с российскими и польскими номерами. Не устроили польские власти новые нормативные акты российского Минтранса. Они упорядочили контроль над международными перевозками на территории России, устранили и имевшиеся в нормативной базе недостатки, на которых часто зарабатывали недобросовестные дельцы. Товары из третьих стран представляли как загруженные в Польше и пользовались льготным режимом автоперевозок между нашими странами.

"До эмбарго мы ездили очень много, перевозки в Россию составляли до 50 процентов нашего рынка. Это был лучший рынок. Раньше у нас было более 200 тысяч разрешений, а теперь они аннулированы. К тому же 45 тысяч из них было на третьи страны, так что весь товар везли с запада. Но мы сами и виноваты, что кусаем руку, которая нас кормит," — рассуждает представитель польской транспортной компании Мирослав Качоровский.

"Русские хотят на своих машинах все возить. Это, разумеется, нанесет урон польским фирмам. А мы ведь все ввозили — части к стиральным машинам, устройства разные, оборудование, строительные материалы. Под завязку грузили," — опасается водитель по имени Еугениуш.

Польша располагает одним из крупнейших парков грузотранспорта в Европе. По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Польши, ранее в Россию из республики ежедневно въезжали около 600 грузовиков. Каждый из них в среднем зарабатывал по две с половиной тысячи евро в сутки. Получается, каждый день простоя сейчас обходится польскому транспортному сектору примерно в полтора миллиона. А с начала февраля набежало уже 27 миллионов евро. Потери России значительно меньше. Наша доля в двусторонних перевозках составляла лишь 30 процентов. У поляков было 70. И в ходе предыдущих переговоров они требовали еще трехкратного увеличения квот. Москва же хочет сохранить статус-кво и настаивает на том контингенте, который установился еще в 2012 году.