"Революция достоинства" в тупике коррупции. Реплика Георгия Бовта

Если уж дефолт, так полный и до конца! Дождавшись завершения интриги с вотумом недоверия правительству Яценюка, Россия подала иск в английский суд по невозврату кредита в 3 млрд долларов. Правительство Яценюка усидело, хотя уровень неодобрения его достиг 82%.

Если уж дефолт, так полный и до конца! Дождавшись завершения интриги с вотумом недоверия правительству Яценюка, Россия подала иск в английский суд по невозврату кредита в 3 млрд долларов. Правительство Яценюка усидело, хотя уровень неодобрения его достиг 82%. Западные СМИ сходятся в оценке: кризис на Украине будет лишь углубляться, так называемая "революция достоинства" зашла в тупик. Правящую коалицию в Верховной раде будут перекраивать. Как написала Financial Times, на Порошенко "оказывалось сильнейшее давление со стороны западных лидеров, чтобы сохранить тандем с Яценюком". И, тем не менее, политическое устройство Украины рассыпается как карточный домик.

Европа устала от Украины и ее так называемого "правительства реформаторов". Это главное впечатление моего недавнего посещения в Польше конференции по проблемам отношений Украины и ЕС. Разве что тезис насчет "российской агрессии" — по-прежнему главная статья словесного "экспорта" Украины. Еще было ощущение "дежавю". Я такую риторику из уст, лоснящихся от причастности к новой власти чиновников, уже слышал — про приверженность демократии, реформам и европейскому выбору. В начале 90-х. От российских бывших секретарей обкомов и горкомов партии и комсомола, вмиг перекрасившихся в реформаторов и демократов и поехавших "покорять мир" на разные конференции.

В Польше было забавно слушать, как представители Украины на секции по экономическим реформ жаловались, словно дети воспитательнице, европейцам: мол, некоторые министры и председатель Центробанка не разговаривают друг с другом, не могут попасть неделями на аудиенцию к премьеру. А те им в ответ –сосредоточьтесь на реформах, а не склоках. Один из архитекторов польских реформ, бывший вице-премьер и министр финансов Гжегож Колодко наставлял ровным голосом: Украине не добиться экономических успехов без тесных связей с Россией, надо налаживать. Но у кабинета Яценюка иной подход к этим связям — "ломай все, что попадется под руку". Десятилетиями складывавшуюся кооперацию между предприятиями, авиасообщение, теперь дошло до блокировки российских грузовиков. Экспорт в Россию упал на 70%. Заменой Европа не стала. ЕС под разговоры о поддержке выделил Украине мизерные квоты на поставку куриного мяса, кукурузы и сахара, — ничтожные проценты от украинского производства. В итоге экспорт сельхозпродукции в Европу упал на 40%.

В 2015 году падение ВВП Украины — более 10%. В промышленности – около 15%, в строительстве — треть. Инфляцию МВФ оценивает в 45%. Средняя зарплата не более 150 долларов. Коммунальные платежи выросли на 40%. Украинская экономика управляется полумафиозными отношениями. Олигархи, а не министры, назначают смотрящих над целыми отраслями. Сочувствующие Украине западные политики говорят лишь об отдельных подвижках: снижении регулятивного давления на бизнес, реформе газового рынка, в результате которой, правда, население стало платить в разы больше, о банковской реформе и так называемой макроэкономической стабилизации. Последняя — любимый показатель МВФ. Побочным эффектом такого бухгалтерского сведения бюджетных расходов с доходами является резкое падение промпроизводства. Однако теперь отсутствие реформ и побед над коррупцией заставляют главу МВФ Кристин Лагард говорить, что ей "сложно представить" продолжение программы помощи МВФ Украине. Речь о 17 млрд долларов, из которых получено менее 7 млрд. Ради продолжения кредитования МВФ изменил свои правила, закрыв глаза на дефолт Украины по тому самому долгу России в размере 3 млрд долларов. Раньше в таких случаях фонд денег не давал. Кстати, 3 млрд — это раза в полтора меньше, чем сумма откатов, взяток и коррупционной ренты, по некоторым данным, составившим объем украинской коррупции в прошлом году. Помощь МВФ критична для тощего бюджета страны.

Порошенко пытается осуществить "ребрендинг" борьбы с коррупцией. То ли ушел в отставку, то ли в отпуск – в украинской политике сразу не поймешь – генпрокурор Шокин, сумевший не расследовать ни одного коррупционного дела даже против бывших функционеров Януковича. Борьба с коррупцией отдана теперь из прокуратуры некоему Национальному антикоррупционному бюро. Для вида даже завели уголовное дело против одного из соратников, бывшего бизнес-партнера самого Порошенко, нардепа Игоря Кононенко. Из-за него недавно со скандалом подал в отставку министр экономики, приглашенный из Литвы Айварас Абромавичус, уставший от украинских реалий. Кононенко давил на него с целью назначить угодных ему людей на должности кураторов сфер, интересных его бизнесу. Но Порошенко говорит, что это не коррупция, а всего лишь "политическое давление".

Одним из результатов нарастающего кризиса на Украине станет еще большая неопределенность с выполнением Минских договоренностей по Донбассу. Рада, погруженная в закулисные сделки, не способна проводить никакие реформы. Она удосужилась рассмотреть лишь 30% законопроектов правительства по этой части. А на фоне кризиса правительственной коалиции еще труднее будет набрать две трети голосов за поправки в Конституцию для децентрализации местного самоуправления и затем проведения выборов на юго-востоке. Это — непременные условия Минских договоренностей, которые могут быть не выполнены к лету, когда истекает срок антироссийских санкций ЕС, увязанных с этим выполнением.

Достигнет ли усталость Европы от Украины к лету такого уровня, что будет наконец замечено нежелание Киева выполнять свою часть соглашений, или опять во всем будут обвинять Россию — вопрос интересный.