Кому выгодна блокада транспортного сообщения между Россией и Европой?

В развязанной Украиной транспортной войне сейчас наступило перемирие, однако вопрос не снят с повестки дня: проблемы автомобильного сообщения между Россией и Европой не решены.

В развязанной Украиной транспортной войне сейчас наступило перемирие, однако вопрос не снят с повестки дня: проблемы автомобильного сообщения между Россией и Европой не решены.

О своих убытках владелец польской транспортной компании Артур Каминьский открыто не говорит. Возможно, он не хочет пугать сотрудников — под его руководством работают 80 человек. Но как рефрен Каминьский повторяет: "Бедные русские, им гораздо сложнее". "Мы, конечно, тоже ощущаем последствия того, что восточные рынки были отгорожены от нас. Но думаю, что я и мои коллеги в Польше как-то справляемся с этой ситуацией", — говорит он.

Впрочем, это позиция среднего бизнеса, компании поменьше не так оптимистичны — у многих солидный убыток. Местные эксперты подсчитали: всего за две недели февраля отрасль недосчиталась почти 30 миллионов евро. И это еще не предел. Консультант по торговле Института INTL Анна Журек отмечает: "Те перевозчики, которые специализируются на определенных рынках, например, ездят в Белоруссию и Россию, уже сегодня не имеют возможности работать и зарабатывать. А если они не зарабатывают, то не могут выплачивать зарплаты, так что и водители остаются без работы, и все ждут результатов переговоров, того, как разрешится вся эта ситуация. Потому что каждый день простоя в бизнесе — это затраты".

Впрочем, кто-то уже начал прорабатывать альтернативные маршруты, вот только простыми их не назовешь. "Товары, предназначенные для Калининградской области, мы возим на таможенные терминалы в Литве, а оттуда россияне получают их при помощи своего транспорта. Или мы обмениваемся прицепами с нашими партнерами из Калининграда на нейтральной территории, то есть, в Литве", — поясняет владелец польской транспортной компании Анджей Трояновский.

А ведь все могло быть иначе. В январе Москва и Варшава договорились по квотам: 40 тысяч разрешений для проезда по Польше, 80 тысяч — для пути по России. Но в декабре поляки потребовали увеличить квоту для своих большегрузов до 100 тысяч, а для российских — сократить до 20 тысяч. Варшаву не устроило ужесточение правил в России. Раньше местные компании получали разрешение на проезд для товаров, произведенных не в Польше, а теперь такой реэкспорт запрещен, так что дело чисто коммерческое, и стороны, скорее всего, вскоре договорятся.

Совсем другая история с транзитом с Украины. Водитель Сергей Пупенко рассказывает: "Они все в масках. Мы начали объезжать, они сказали: "Ты хочешь, чтобы мы ноги тебе прострелили?" Они с оружием были, совсем как в 90-е были когда-то. Сказали, что, мол, приехали — машины бросайте".

После того, как Польша закрыла транзит, дальнобойщики переложили маршруты и стали ездить через соседнюю Украину. Там-то и начались проблемы. Радикалы, гордо именующие себя "гражданскими активистами", принялись в массовом порядке задерживать российские большегрузы. Все началось с Закарпатья, затем к этой акции подключились и другие области — Львовская, Ивано-Франковская, Ровенская, Волынская и далее по списку.

Что примечательно, именно в этих районах сейчас сосредоточились так называемые "добровольческие батальоны", другими словами, радикалы, отколовшиеся от "Правого сектора" (запрещена в РФ). Сейчас они промышляют, в основном, бандитизмом.

Впрочем, вероятно, кто-то не против снова сыграть в пользу центра. Украинский политолог Михаил Погребинский отмечает: "Это целенаправленная политика украинских властей, которые провоцируют радикалов на эти действия, а это не сложно, а потом как бы их легализуют принятием соответствующего решения кабмина Украины".

Вот только зачем? Ведь могли бы хорошо заработать. По подсчетам экспертов, транзит грузов из Европы в Россию принес бы Киеву дополнительный миллиард, а то и два. Для бюджета с таким дефицитом эти деньги лишними не были бы. "В итоге вместо увеличения грузопотока сквозь Украину и, соответственно, получения дополнительных доходов украинской стороной, что мы наблюдаем? Мы наблюдаем, что, с одной стороны, Россия вынуждена договариваться с Польшей, то есть, ее, фактически, вынуждают разговаривать с Польшей, при этом, в ущерб Украине. И Украина тогда потеряет вообще все грузовые потоки по своей территории", — уверен руководитель ассоциации "Поставщики Таможенного союза" Олег Ногинский.

Политолог Михаил Погребинский прогнозирует: "Есть часть власти, которая провоцирует постоянно ситуацию для того, чтобы в ответ получить российские действия, а потом представить их как агрессивные для того, чтобы удерживать этот потенциал антироссийских настроений в Европе с тем, чтобы не допустить отмены санкций".

Вот только что произойдет, если эффект будет противоположным? Кто теперь поверит, что Украина — самая надежная страна для транзита? Да и голландцы, судя по опросам, все еще не собираются голосовать за евроассоциацию Киева на своем референдуме. И, видимо, число скептиков увеличится, если заказанные и оплаченные грузы придут не вовремя. Ведь в Европе ценят время и деньги.