Экопоселенцев могут признать сектантами


Елена Наумова

Парламентарии разрабатывают законопроект, который поможет оградить россиян от деструктивного влияния псевдорелигиозных организаций. Счёт подобным объединениям идёт на сотни. В свои ряды они привлекают людей разного возраста, в том числе молодежь.

Парламентарии разрабатывают законопроект, который поможет оградить россиян от деструктивного влияния псевдорелигиозных организаций. Счёт подобным объединениям идёт на сотни. В свои ряды они привлекают людей разного возраста, в том числе молодежь.

Десятки миллионов рублей и сотни тысяч долларов изъяли при обыске в квартирах "бога Кузи" — главы одной из самых известных сект последних лет. Мужчину в сентябре задержали по подозрению в мошенничестве. Сейчас он под стражей.

Пример новоявленного "бога" показывает, что секта — это прибыльный и успешный бизнес. Подобных организаций в нашей стране немало: по одним данным, около 900, по другим — от 300 до 500. Цифры в любом случае внушительные.

Контролировать их деятельность пытаются и сейчас. Новый закон даст больше возможностей, поясняет председатель Комитета Госдумы по вопросам собственности, координатор Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей Сергей Гаврилов.

"Ряд законопроектов, который уже принят и подписан президентом, касается усиления контроля за деятельностью подобного рода сект, особенно тех, которые  имеют зарубежное финансирование, — отмечает депутат. — Мы считаем, что необходим жёсткий контроль за финансами, за хозяйственной деятельностью. Штрафы позволят сейчас, хотя бы на первых порах, направить деятельность подобных организаций в законное русло. В дальнейшем мы, конечно, хотим расширить понятие сект, чтобы их деятельность не носила откровенно деструктивного характера".

Вычислить такие организации зачастую непросто, поскольку это не всегда религиозные движения.

"Сложно выявить такие секты, которые часто маскируются под клубы по управлению деньгами, повышению интеллектуального уровня или даже под традиционные конфессии. Часто эти секты носят нишевый характер и направлены на интеллектуалов или людей пожилого возраста. Часто их деятельность связана с вымогательством имущества, собственности, денег наших сограждан. То есть, по сути, это зарубежные пирамиды, которые выкачивают деньги, как это было с "Аум Синрикё", рядом американских сетевых, сетецентричных сект", — отмечает Гаврилов.

Помимо финансовых потерь, наносится ущерб психике и здоровью. У того же "бога Кузи" практиковались так называемые "щуки" — публичные избиения до крови, потери сознания и серьёзных травм. Помимо уже упомянутых тренингов личности (специалисты называют их психокультами), популярность в последнее время набирает экопоселенчество.

Впрочем, это тоже объяснимо: сложная экономическая обстановка, стресс повышает внушаемость. А идея возвращения к природе выглядит весьма привлекательной. С одной стороны, в движении нет ничего опасного, говорит доцент Центра изучения религий РГГУ Борис Фаликов.

"Религиозное движение анастасийцы основано на книжках Мегре о мифической женщине, Анастасии, которая живёт в лесу, питается естественной пищей. Всё это, в общем-то, вписывается в рамки движения "Назад к природе". Это не только у нас в России, но и по всему миру. Конечно, взгляды у них довольно диковинные, причудливые. Но я лично не вижу, какой они вред могут приносить", — отмечает эксперт.

Это если опираться на их философию. Пишут, что у членов движения отсутствуют иерархия и взносы. Но идею некоторые предприимчивые граждане обращают в свою пользу, говорит специалист по изучению религий, профессор Роман Силантьев. При том, что экопоселения организуют и другие течения.

"Самые известные у нас экопоселения в Красноярском крае, там несколько деревень, секта Виссариона, несколько тысяч человек там проживает. Секта "Аум Синрикё" и те, кто от неё откололись. Правда, её разогнали, — говорит Силантьевв. — Ну, и наиболее активно, насколько я знаю, занимается этим секта кедрозвонов, анастасийцев, они часто в какой-то деревне задешево скупают землю и уже за хорошие деньги по рыночным ценам продают своим адептам, уверяя, что здесь особая аура, атмосфера, и именно тут надо жить. То есть это зачастую — мошенничество".

Право проживания в некоторых поселениях стоит порядка 30 тысяч долларов. Понятно, что не все секты нацелены на уничтожение личности и выбивание денег. Но оставлять подобные организации бесконтрольными неразумно, уверен Роман Силантьев.

"Секта "Аум Синрикё" — это террористическая организация, и те экопоселения, которые они открыли, вызывают большие вопросы. Это может быть просто община каких-то извращенцев. Какие-то ритуалы там могут производиться. Сама суть тоталитарной секты — это закрытое общество, в котором действуют свои законы, и пресловутые права человека там никому не интересны — что хотят, то и делают, могут над детьми издеваться. Это просто мотивы людей — почему они туда поехали. Если некий гуру, старец или колдун направил их туда за их же счёт — это признак секты", — поясняет профессор Силантьев.

Опасность представляют тоталитарные, деструктивные секты. У них есть чёткие объединяющие признаки, уточняет президент Российской ассоциации центров изучения сект и религий Александр Дворкин.

"Это обман при вербовке, манипуляция сознанием своих членов, регламентация всех аспектов их жизни, — поясняет Дворкин. — То есть тоталитаризм, эксплуатация своих членов и абсолютизация лидера и самой организации. И, конечно, цель, которую они ставят — это власть и деньги для руководства секты и для ближайшего окружения".

Важно понимать, что секта — это не юридический термин. В уголовном кодексе пока есть статья "Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан". Максимальное наказание по ней — до 4 лет лишения свободы.