Еженедельная программа Вести.net от 20 февраля 2016 года

В Apple отказались создавать программу для взлома iPhone. Ученые изобрели новый накопитель, способный хранить данные на протяжении нескольких миллиардов лет. Социальная сеть "Одноклассники" запустила на платформе Smart TV видео-сервис. Intel добрался до престижных показов New York Fashion Week.

Привет, планета, это программа Вести.net, на этот раз из логова Mail.ru Group, и приехали мы сюда потому, что компания сподобилась вывести один из своих продуктов на Smart TV. Какой же это продукт, интересно? Не то, чтоб это было главной темой недели, поэтому вернемся к Mail.ru позже.

А для начала — самая странная новость недели, которая при этом является элементом гораздо более широкой, глобальной истории. В Apple отказались создавать программу для взлома iPhone.

"Правительство США требует от Apple беспрецедентных шагов, которые угрожают безопасности наших пользователей. Мы выступаем против этого требования, которое может иметь последствия, выходящие за рамки данного судебного разбирательства. Мы призываем к публичному обсуждению этой ситуации и хотим, чтобы наши пользователи и соотечественники понимали, что стоит на кону". С таких слов начинается открытое письмо Тима Кука, опубликованное на сайте Apple после того, как суд обязал Apple создать специальную версию операционной системы для того, чтобы взломать телефон террористов, устроивших перестрелку в городе Сан-Бернардино.

В своем письма Кук объясняет отказ компании выпускать метод обхода систем безопасности для iOS. "Мы сделали все, что было в наших силах, чтобы помочь с расследованием. Но теперь правительство США просит от нас того, чего у нас нет, и чего мы не хотим создавать из соображений безопасности. Они просят нас создать бэкдор для iPhone. Точнее, ФБР хочет, чтобы мы выпустили новую версию операционной системы без важнейших элементов безопасности. Если такая система, которая на сегодняшний день не существует, попадет не в те руки, то с ее помощью можно будет взломать любой iPhone."

Напомним, что в ходе расследования перестрелки в Сан-Бернардино агенты ФБР нашли смартфон террориста, но не смогли его вскрыть. Сославшись на нормативный документ еще 1789 года, правоохранительные органы потребовали от Apple создать то, что в Купертино назвали универсальным ключом от любого iPhone. Суд поддержал прокуратуру, и теперь Тим Кук апеллирует к общественности, утверждая, что правительство США может пойти и дальше, и, воспользовавшись той же правовой нормой, может обязать Apple встраивать в свои телефоны шпионское ПО, способное перехватывать сообщения, финансовые и медицинские данные, следить за местоположением пользователя и без его ведома включать запись с микрофона и камеры устройства.

Курт Опсал, генеральный советник Фонда Электронных Рубежей, некоммерческой правозащитной организации, выступил в этом споре на стороне Apple. По его словам, если правительство США сможет принудить Apple пойти на уступки, то так же поступят правительства России и Китая.

Стоит также отметить, что эти разбирательства происходят на фоне глобальных дискуссий, начатых еще Эдвардом Сноуденом. Речь идет о свободе шифрования данных, доступе правоохранительных органов к личной переписке граждан.

Ответом Apple со стороны американских госорганов стало заявление главы разведывательного комитета Сената США: Америке нужен закон об уголовной ответственности для тех компаний, которые отказываются сотрудничать со спецслужбами. Так что если Apple все же уступит, то откровений Сноудена уже и не понадобится: ко всем устройствам спецслужбы получат доступ вполне официальным образом. Впрочем, Apple уже поддержали Twitter, Facebook (запрещена в РФ) и Google.

А теперь — изобретение недели. Прямо как из фантастических книжек, фильмов и комиксов. Ученые из Саутгемптонского университета изобрели новый накопитель информации, способный хранить данные на протяжении нескольких миллиардов лет. В качестве носителя используется особая стеклянная наноструктура, которая хранит информацию в формате, названном 5D. То есть каждый элемент памяти, в который записывают информацию, имеет не только определенную позицию в трехмерном пространстве диска, но еще и ориентацию.

Впервые новую технологию продемонстрировали в 2013 году. Тогда максимальный объем хранимых данных не мог превышать 300 килобайт. Теперь же эти накопители могут вместить свыше 360 терабайт данных.

СМИ называли новую технологию "Кристаллами памяти Супермена" за очевидное сходство с информационным хранилищем героя комиксов. Так же, как и вымышленные кристаллы, настоящие могут храниться практически вечно: они выдерживают нагревание до 1000 градусов по Цельсию, а при комнатной температуре проживут более 13 миллиардов лет. Ученые уже записали на новые накопители важнейшие, по их мнению, документы человечества, в частности, декларацию прав человека, Библию и "Оптику" Ньютона.

Впрочем, главная проблема любого накопителя кроется не в сроке его жизни, а в возможности чтения с него данных. Уже сегодня необычайную сложность вызывает чтение даже обыкновенных дискет, появившихся всего лишь в 1970-х годах. Судя по мировым трендам, человечество скоро откажется и от дисков. И сложно сказать, каким образом люди будут читать эти вечные кристаллы, когда устройства, протоколы и программы для их чтения канут в лету.

Сейчас производители стараются не только хранить, но и обрабатывать данные сразу на одном устройстве. Так, к примеру, Intel еще в прошлом году продемонстрировал свой твердотельный накопитель Optane — некую промежуточную ступень между жесткими дисками и оперативной памятью. В его основе тоже лежит многомерная безтранзисторная система хранения данных — 3d-cross-point, благодаря которой сложные задачи, к примеру, анализ баз данных, будут проводиться не отдельным процессором, а непосредственно в памяти.

Явный тренд здесь — попытка геометрической оптимизации запоминающих устройств, то есть как можно более плотная и хитрая упаковка ячеек памяти. Дело в том, что стандартный способ уменьшения отдельных ячеек и увеличения их объема, похоже, достиг предела. И теперь производители пытаются увеличить поверхность накопителей за счет их большей пористости. Тут надо заметить, что столь долго хранение на стеклянных дисках, конечно же, подразумевает под собой невозможность перезаписи. То есть это такой архив навсегда — максимум, с возможностью дописывания на свободное место. И, конечно, интересно, как долго 360 террабайт будут прожигаться в стеклк — есть подозрение, что не миллиарды лет — но и не часы даже. Да и поиск нужной информации на таком диске тоже может потребовать усидчивости.

Теперь вернемся к анонсу для Smart TV от Mail.Ru Group. Новость, как уже было сказано невеликая, но небезынтересная. Социальная сеть "Одноклассники" запустила на платформе Smart TV видео-сервис.

Пока что иконка приложения появилась только на "умных телевизорах" Samsung, соцсеть ждет одобрения своего приложения от другого корейского производителя — LG. Это не первая попытка Mail.Ru Group выйти на главный экран гостиной: почти два года назад для Smart TV было сделано полноценное приложение соцсети Вконтакте, и продержалось оно на телевизорах не больше недели: Samsung удалил его дистанционно за нарушение авторских прав — из-за пиратского контента, который загружают в соцсеть сами пользователи.

В Mail.Ru Group урок усвоили. "До того, как была начата разработка, мы встретились с представителями LG и Samsung, — рассказывает Марина Краснова, руководитель проекта "Видео" соцсети "Одноклассники". — Мы обеспечили премодерацию контента, который мы размещаем на телевизоре. Этим занимается отдельная редакторская служба, которая у нас запущена и работает в том числе на весь портал".

Пока что приложение работает без необходимости логиниться в него, в нем нет ни рекламы, ни возможности делать покупки — это явно тест. Подтверждение тому — невеликий выбор сериалов, отсутствие кино. Очевидно, что стороннего контента с правами для выхода на Smart TV у Mail.Ru Group очень мало. Гораздо больше вебконтента — тех самых пользовательских роликов, отобранных редакторами. Впрочем, ролики пока выглядят на телевизоре странно из-за того, что сетевое видео очень часто бывает невысокого качества.

Более качественная картинка у другого интернет-продукта: веб-серий, изготовленных специально для потребления в сети тематических передач. Также в проекте должна появиться продукция видеоблоггеров. Еще "Одноклассники" пытаются стать хабом раздачи российских телеканалов, в основном в расчете на живущих за рубежом русскоязычных зрителей, но набор каналов пока крайне мал.

В общем это пробный, без особых затрат и крайне осторожный шаг на платформу, где присутствие нелегального видео наказывается почти мгновенно. При этом уже сейчас Smart TV дает большую часть выручки интернет-кинотеатрам, работающим в России. В Интернете, где наступление на пиратский контент идет гораздо медленнее, у Mail.Ru Group — огромные аудиторные показатели. Очень хорошо себя чувствует холдинг и на мобильной платформе. А вот Smart TV в портфолио фактически отсутствовало.

"Российская аудитория на Smart TV – 7 миллионов на всех платформах, — говорит Марина Краснова, руководитель проекта "Видео" соцсети "Одноклассники". — Для нас это небольшая прибавка, но интересная — потому что за последний год аудитория увеличилась больше, чем на 30 процентов".

А теперь — к излюбленной теме: носимой электронике, причем к той ее разновидности, о которой говорить "носимая" — глупо. Потому что это одежда.

Intel добрался до престижных показов New York Fashion Week. На второй день недели моды на подиум вышли модели дизайнера Бекки Маккэрен в буквальном смысле в светящихся платьях. Модельер сделала самые маленькие интеловские процессоры Кюри частью костюмов, что позволило их осветить. На руки девушек были надеты тонкие мягкие датчики, которые в ответ на легкое нажатие “включали” платья. По словам дизайнера, технология так проста, что до массового производства всего несколько шагов.

Такой вариант трудно назвать "умной" — в прямом смысле — одеждой, но он точно попадает в тренд. Intel озаботилась smartwear-одеждой давно. Два года назад глава Intel Брайн Крзанич по секрету показал Уолту Моссбергу прототип "умной" рубашки. "С одной стороны — мы работаем над следующим этапом — идем в носимую электронику, в интернет вещей — очень активно, — сказал он. — Но я не сдаюсь в отношении рынка смартфонов и планшетов, я не хочу, чтобы сосредотачивались только на следующем этапе. Но — разрешите мне вам кое-что показать: вроде работает. Это носимая рубашка". "А я думал, все рубашки – носимые", — заметил в ответ Моссберг.

Крзанич тогда рассказал, что прототип "умной" рубашки от Intel оснащен собственной компактной батареей и набором сенсоров, отслеживающих показатели ее владельца. Сенсоры собирают данные о физическом и даже эмоциональном здоровье человека и передают их на смартфон. И что предназначена рубашка для спортсменов — велосипедистов, например.

Надо сказать, в этом сегменте IT-пространства становится все теснее. Компания Samsung на днях пообещала привезти на международную выставку в Барселону кроссовки. Обычные, на первый взгляд, но внутри устройство, получившее название IOFIT. Оно снабжено акселерометром и датчиком давления, которые взаимодействуют с мобильным приложением. И все это вместе, очевидно, рассчитано на более или менее серьезные занятия спортом.

Судя по описанию, обувь от IOFIT способна измерять не только количество шагов, но и постановку ступни, центр массы тела, температуру ног и тому подобное. Эти данные могут приходить в режиме реального времени на смартфон тренера, а тот уже, если нужно, скорректирует действия спортсмена. По данным производителей, кроссовки можно спокойно стирать, а внутреннего источника питания хватит на 7-10 дней работы. Smart shoes поддерживают беспроводную зарядку, а батарея умеет распознавать, когда обувь не используется, и сохранять заряд.

Разработкой "умной" обуви занимается стартап Salted Venture при поддержке Samsung Creative Lab. IOFIT нацелены на рынок фитнес-устройств и будут конкурировать с фитнес-браслетами и "умными" часами. Создатели уверяют, что успех гарантирован. Осталось только найти партнера, который умеет шить кроссовки. Судя по всему, искать его будут как раз на ближайшей большой выставке – на Всемирном мобильном конгрессе, который стартует в Барселоне на следующей неделе. Как было заявлено, прототипу "умных" кроссовок отведут отдельный стенд. И наша команда его обязательно там посетит.

Тут, конечно, нельзя сказать, что Samsung первый “гигант” на поле "умной" обуви. Вспомним хотя бы Apple, которая вместе с Nike разработала "умные" кроссовки с чипом на подошве, который позволял считать количество пройденных шагов и всячески подталкивать к занятиям спортом. В подобном проекте была замечена и китайская Xiaomi, правда, помогала она китайскому производителю спортивной обуви Li Ning. А еще на прошлом CES мы встретили стельки и кроссовки с подогревом от французской фирмы Glagla. Интересно, что компанию Glagla создала семья сапожников, которая не боится экспериментировать с обувью. И вот новое поколение этой семьи сделало подогревающиеся стельки, которые считают, сколько человек сделал шагов, прошел километров, сжег калорий. Причем подогревом кроссовок можно управлять со смартфона!

А в этом году свое видение "умной" одежды на CES 2016 показал еще один гигант IT-мира. "То, что на мне – это технология для "умной" одежды от Qualcomm, — говорит Пол Хофферт, представитель фирмы. — Это значит, что в футболку встроены процессор Qualcomm и система беспроводной связи. В рукавах — четрые датчика движения и тут два ACG-датчика, то есть гироскоп, акселерометр, компас плюс измеритель пульса. И это дает возможность в реальном времени отслеживать мои показатели в разных видах спорта. Гольф — отличный пример. Если вы знаете, как правильно совершать движение, то на смартфоне вы увидите, что именно вы сделали не так. Это может улучшить ваши навыки".

По словам представителей Qualcomm, майка сделана специально под занятия спортом, результаты можно смотреть на смартфоне или смартвотч. Однако она может использоваться и для медицинского наблюдения за состоянием человека. Так как это пока прототип, в компании уверены, что к полноценному релизу появятся дополнительные варианты использования подобного smartwear-устройства.

У меня еще тут есть кое-что. Вот эта штука — герой последнего российского анонса компании Asus — телефон Zoom. Интересно тут вот что: рассказывали мы вам о нем поверхностно ровно год назад, когда его впервые показали на мобильном конгрессе в Барселоне. И вот пожалуйста, наконец Zoom добрался до прилавков.

Что ж в нем такого замечательного, что год спустя о нем нужно рассказывать снова? Как следует из названия — это камерафон, причем с зум-объективом. Это действительно так. Но никакой гармошки из него не выступает, потому что зум-объектив сделан на манер перископа: за линзой находится призма, а дальше оптика под крышкой камеры идет направо. Где-то здесь — матрица. Говорят, раньше в ультракомпактных мыльницах так делали.

И — о том, как большие компьютерные компании борются с кризисом. Он у них составной. Помимо всеобщего, экономического, есть и свои специфические элементы.

Некогда крупнейшие японские производители компьютеров: VAIO, Toshiba и Fujitsu, объединятся в единую компанию. По информации Bloomberg, необходимые для этого документы будут подписаны уже в конце марта этого года.

Слияние происходит на фоне общего сокращения рынка ПК. В 2015 году продажи десктопов и ноутбуков побили очередной антирекорд — объем рынка сократился на 8 процентов. Всего за 2015 год было реализовано меньше 300 миллионов компьютеров — впервые с кризисного 2008 года. По мнению экспертов, падение продаж продолжится и в 2016-м. Поэтому японские производители ПК рассчитывают последовать примеру японских производителей дисплеев и полупроводников, которые так же были вынуждены объединится в условиях кризиса в отрасли.

На данный момент все три компании: бывшее компьютерное подразделение Sony — VAIO, Toshiba и Fujitsu, имеют достаточно шаткое положение для того, чтобы продолжать вести бизнес по одиночке. Однако их объединение, по мнению аналитиков, позволит всем трем сохранить расходы на производство и воспользоваться сильной стороной каждой компании. Так, VAIO до сих пор считается одним из самых узнаваемых брендов на рынке пк. Toshiba, в свою очередь, имеет крупную пользовательскую базу в Северной Америке. А Fujitsu по-прежнему популярна в Европе.

Эксперты считают, что новая компания, которая, скорее всего, оставит себе название VAIO, сможет заполучить контроль над третью японского рынка ПК и оттеснить текущего лидера, Lenovo, на второе место. Журналисты Bloomberg, однако сомневаются в успехах нового конгломерата за пределами Японии.