Тема:

Умер Умберто Эко 6 месяцев назад

Последнюю книгу Умберто Эко опубликуют на три месяца раньше

Выход в свет последней книги Умберто Эко перенесен с мая на 27 февраля. Об этом сообщили в итальянском издательстве, которое владеет правами на произведение. Объем книги — 470 страниц, она состоит из эссе и выступлений Эко на актуальные общественные темы. Умберто Эко скончался прошлой ночью, ему было 84 года.

Умберто Эко родился в Пьемонте в семье бухгалтера и офисной служащей. Практически все его детство прошло в дедушкиной библиотеке. "Когда мой дед вышел на пенсию, он занялся переплетением книг на заказ. Старинные, прекрасно иллюстрированные издания Готье и Дюма лежали у него дома повсюду. Это были первые книги, которые я увидел. Когда он умер в 1938-м, многие владельцы книг не стали забирать свои заказы, и книги просто сложили в огромный ящик, который вскоре оказался в родительском подвале. Время от времени меня посылали туда — за углем или за вином, — а я только и ждал этого", — вспоминал он.

Можно сказать, что Эко был обречен стать писателем. Еще в детстве, в эпоху Муссолини, он завоевал первый приз на конкурсе сочинений юных фашистов. "В 1942 году, в возрасте 10 лет, я завоевал первое место на олимпиаде, проводившейся для итальянских школьников-фашистов (то есть для всех итальянских школьников). Я изощрился с риторической виртуозностью развить тему "Должно ли нам умереть за славу Муссолини и за бессмертную славу Италии?" Я доказал, что должно умереть. Я был умный мальчик", — вспоминал он.

После освобождения Италии, вопреки воле отца, Эко не поступил на юридический факультет, предпочтя изучать средневековую философию. В 22 года в Туринском университете наука победила религию: Эко стал атеистом и оставил католическую церковь. Он стал популярным автором колонок для еженедельника l'Espresso, преподавал в Болонском университете, и оставался его почетным профессором до последних дней. Он умер в 84 года от рака.

"Думаю, если бы я родился в Средние века, я был бы уже мертв", — говорил он. Непобедимая логика в сочетании с тонкой иронией — все, кто его знал, помнят его именно таким. Но те, кто читал первый роман писателя — "Имя Розы", — с легкостью поверили бы в то, что автор мог жить и в средневековье. Профессор семиотики сумел вызвать интерес к знакам и знаковым системам с помощью умелого вплетения в детективный сюжет.

Действие этой запутанной истории разворачивается в XIV веке где-то на северо-западе Италии. Расследованием гибели монаха занимаются Вильгельм Баскервильский и его юный спутник Адсон Мелькский. И этой информации вполне достаточно, чтобы узнать вдохновителя Эко — Артура Конана Дойля. Первый герой отсылает к проклятию британского рода Баскервилей, второй к доктору Ватсону, помощнику Шерлока Холмса. Структура же заимствована у Агаты Кристи. Масса загадок, аллюзий и незаметных с первого взгляда причинно-следственных связей.

"Возможно, вам будет небезынтересно узнать, что однажды я опубликовал структурный анализ типичного сюжета Иена Флеминга", — сказал он как-то. Да-да — "Бондиану" Флеминга Эко тоже изучал вдоль и поперек. Свое увлечение этим жанром он объяснял так: "Детективная литература привлекает меня тем, что задается центральным вопросом философии — кто все это сделал?"

В 88-м свет увидел "Маятник Фуко" — произведение, щедро напичканное отсылками к алхимии, каббале и теориям заговора. Многие считают, что Дэн Браун, чьи мистические романы обрели мировую известность в 2000-х, многое заимствовал у Эко. А большая популярность — лишь результат более точно выбранной эпохи, упростившей восприятие современного читателя.

Другие романы — "Остров накануне", "Таинственное пламя царицы Лоаны" — успех "Имени Розы" не повторили. Они были сложными, многослойными, но это вполне отвечало соображениям автора о том, что читатели должны получать не то, что ожидают, а то, чего совсем не ждут. Ну а прошлогодний роман "Нулевой номер" посвящен работе журналистов — и это точно не ода их работе.

До того, как приступить к беллетристике, Эко выпустил множество научных работ, а после — еще множество научно-популярных, таких как "История красоты" или "История уродства". В своих работах он доверял фактам и научному знанию и не доверялся воображению. И даже в романах оставался историком, филологом и специалистом по семиотике.

"Какого бы персонажа ты ни выдумал, так или иначе он будет выращен из твоего опыта и твоей памяти", — объяснял он. Кое-что из его знаменитых высказываний было бы неплохим советом молодому поколению. Например, начинающим писателям: "Иногда я переписываю одну страницу по дюжине раз, а если и это не помогает — читаю написанное вслух, пытаясь таким образом понять, что не так".

Или завсегдатаям интернет-сетей: "Меня мало волнует количество пользователей, находящихся в данный момент онлайн. Все, что они делают — разговаривают с призраками".

И главная мудрость — для всех поколений, на все времена: "Чужая глупость никогда не уменьшит твою".

Сегодня