Тема:

Российский Крым 1 день назад

Крым нуждается в строителях и реставраторах

Наконец-то долгожданная новость о строительстве моста через Керченский пролив в Крым – утверждена проектная документация. Ее проверили три десятка специалистов – как инженерную часть, так и сметную стоимость.

Наконец-то долгожданная новость о строительстве моста через Керченский пролив в Крым – утверждена проектная документация. Ее проверили три десятка специалистов — как инженерную часть, так и сметную стоимость. Удалось даже немного сэкономить. Теперь уже стройка пойдет полным ходом. В пиковые периоды на объекте будет работать до 3,5 тысячи строителей. Сдача самого длинного в России моста длиной 19 километров — декабрь 2018 года. Сроки неизменны.

Тем временем и сам Крым нуждается в строителях. И не меньше — в реставраторах.

Мхитар Григорян, настоятель древнего армянского монастыря Сурб Хач в Старом Крыму, рассказывает о той стороне обители, что прилегает к склону горы и не видна постороннему глазу. Прямо под церковью Знамения — груда древних каменных плит, как принято говорить у профессионалов, родных. Их скинули вниз в 2008 году в ходе так называемой реставрации, а крышу покрыли черепицей, которая постоянно протекает.

Настоятель протоиерей Иеремия Макиян и четыре трудника сами чинят кровлю, пытаясь спасти от дождей обитель, центр притяжения всех крымских армян. Внутри церкви нет света и отопления, трудно разглядеть в притворе каменную резьбу, кресты-хачкары, следы росписей. Но появилась надежда на реставрацию профессиональную.

В федеральной целевой программе — список из двадцати памятников Республики Крым, которые нужно отреставрировать, и на это уже выделены деньги. Здесь объекты всемирно известные, которые тоже пережили варварскую реставрацию, как монастырь Сурб Хач, либо нещадно эксплуатировались. Это особенности Крыма украинского периода.

Из памятников, возведенных до Октябрьской революции, нужно было получить максимальную прибыль в летний период, выжать все, лишь по минимуму ремонтируя.

Визитная карточка Крыма. Миниатюрный замок Ласточкино гнездо, созданный для одной семьи на высоте 27 метров над уровнем моря. В последние четверть века здесь — толпы туристов, ресторан. Но если бы только это. В 2011-м на памятнике федерального значения решили устроить соревнования по клифф-дайвингу. Все контролировали голландцы. Они и решили, что для безопасности спортсменов надо расчистить морское дно от камней и скал. Расчистили. Устроили шоу. Собрали хорошую кассу. А через год скала Аврора покрылась трещинами.

Знаменитая крепость в Судаке. Единственная сохранившаяся в таком виде из генуэзских крепостей. Прямо в центре — туалеты и доморощенные ларьки с сувенирами — способ заработать хоть сколько-нибудь летом. Одна из башен разрушена, есть и настоящие провалы. Здесь была реставрация, но не научная, не согласованная с находками археологов, поэтому и бойницы очень высоко, к ним нужно приставлять лестницу, а такого, конечно, не было.

Крепость была филиалом национального музея "София Киевская", и все документы оказались в Киеве. Чем будут пользоваться нынче специалисты, не понятно.

"Предмет охраны в украинском законодательстве как понятие отсутствует, охраняется все здание целиком", — пояснил Алексей Белянцев, первый заместитель председателя Комитета по сохранению культурного наследия Крыма.
Отсутствие термина "предмет охраны" означает, что под угрозой гибели и элементы декора, и малые архитектурные формы.

Дворец в Ливадии, где умер Александр Третий, где проходила знаменитая Ялтинская конференция. В его итальянском дворике фотографировались Сталин, Черчилль и Рузвельт. Дворец тоже вошел в федеральную программу, но большей частью из-за парка. Тут в одночасье исчезли 22 вазы на глициниевой аллее. Тут разбиты мраморный фонтан и Розовая беседка. Проблем у музейщиков прибавилось: раньше парк составлял один гектар, теперь прибавили огромные территории, которые до этого были в ведении города.

Ливадийский дворец и парк борются за право называться главным украшением южного берега Крыма с Воронцовским поместьем в Алупке. Здесь и дворец в хорошем состоянии, и Воронцовский парк куда более ухожен. Но подстерегают проблемы совсем не аристократического толка и не совсем даже реставрационные. В украинский период эксплуатировалось все наследие советских времен, как правило, с минимальным ремонтом. И дороги, и все коммуникации, и нормальная жизнь музеев без этих элементарных удобств тоже немыслима.

Знаменитый парк Воронцовского дворца. Огромная канализационная труба постоянно протекает. В прошлом году городской пляж был закрыт именно из-за ее прорыва, и ни для кого это не было секретом. Музейщики чинят трубу сами, и эта проблема гораздо серьезнее небольших реставраций во дворце.

Масштабные реставрационные работы в Крыму должны закончиться к 2020 году, однако уже сейчас ясно: это будет очень непросто.