Победителей судят: агент Болек вновь расколол Польшу

В Варшаве в понедельник обнародовали компромат на первого президента постсоциалистической Польши Леха Валенсу. Как следует из ранее засекреченных архивных документов, в 70-х он сотрудничал со спецслужбами Польской Народной Республики. Сам Валенса в своём блоге этот факт уже признал.

В Варшаве в понедельник обнародовали компромат на первого президента постсоциалистической Польши Леха Валенсу. Как следует из ранее засекреченных архивных документов, в 70-х он сотрудничал со спецслужбами Польской Народной Республики. Сам Валенса в своём блоге этот факт уже признал.

Общество разделилось на две половины — одни говорят, что пламенный борец с коммунизмом в итоге оказался марионеткой, другие считают, что обвинять Валенсу ни в чём нельзя, потому что благодаря ему страна смогла без крови совершить переход к капитализму — в отличие от многих других государств Восточного блока.

Агентурное досье Леха Валенсы польский Институт национальной памяти представил как сенсацию. Главный борец с коммунистическим режимом в Польше работал на коммунистическую же госбезопасность. 279 страниц — это квитанции, регистрационные листы и даже отчеты о получении денег. Есть и лист с агентурным псевдонимом — Болек: "Я, нижеподписавшийся Лех Валенса, обязуюсь сохранять в тайне содержание моих бесед с сотрудниками служб безопасности. Также обязуюсь сотрудничать со службой безопасности в деле выявления и борьбы с врагами Польской Народной Республики."

"Спасибо, что вы предали меня, а не я вас", — ответил авторам сенсации Валенса в своем микроблоге.

"Да, я проиграл, но только в части, где все поверили в то, что какое-то предательское агентурное сотрудничество со Службой безопасности 46 лет назад, периодически, очень коротко, но имело место, и я ненадолго был сломан. Это неправда", — заявил он.

"Я никогда не соглашался на сотрудничество, никогда не написал ни одного текста, ни одного устного заявления не сделал, который можно бы было рассматривать как донос. И это факты", — подчеркивает Валенса.

Долгие годы секретное досье хранились на окраине Варшавы — в доме бывшего министра внутренних дел Чеслава Кишчака. Изъяли документы после того, как вдова генерала попыталась продать архив, чем в Польше тут же решили воспользоваться.

"Это не только дело Валенсы, это вопрос, который отражается на формировании независимой Польши. Это дело может показать, что проект свободной Польши был управляем, что не мы делали революцию и суверенно принимали решения. Президент Валенса мог быть управляемой марионеткой", — заявил министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский.

В дружбе со спецслужбами Валенсу обвиняли не раз, то ставя точку в 2000-м люстрационным судом — Валенса не был тайным агентом коммунистических спецслужб, то снова вываливая компроматы и громкие заявления в прямом эфире, как Лех Качинський. Нынешний поворот скандала вновь расколол польское общество.

На Качиньского Валенса тогда подал в суд за клевету и потребовал выплатить около 30 тысяч долларов в качестве компенсации морального ущерба. Но корни их сложных отношений уходят еще 80-е: братья Качиньские были когда-то в подчинении у Валенсы, и оба были уволены.

Основатель, наверное, самого известного в мире профсоюза "Солидарность", яростный борец с коммунизмом, с начала 70-х Валенса – главный бунтарь страны, превращает судоверфь Гданьска в колыбель решающих польских антикоммунистических протестов. Простой электрик и активист, которого слушали и за которым пошли миллионы. Человек, символизирующий перемены и ставший в итоге президентом страны. Сказочная история, в которую многие отказывались и отказываются верить, не ставя под сомнение, наверное, главное: именно Лех Валенса оказался для страны и всей Восточной Европы синонимом неотвратимых изменений. Протянувший, кстати, руку и когда-то главному идеологическому противнику Ярузельскому.

"Если бы даже часть этих обвинений было правдой, то они относятся к началу 70-х годов, это было страшное время, а Валенса был молодым человеком. И он сдал очень трудный экзамен. Он был один, лидер "Солидарности", во время военного положения находился под огромным давлением. И если бы он знал, что у генерала есть на него какие-то компрометирующие документы, то он бы прогнулся, поддался, а он устоял, потому что не согласился на то, чтобы стать лидером марионеточной "Солидарности", — считает бывший министр иностранных дел Польши Дариуш Росати.

Словно предвидя поток обвинений, что обрушат на Валенсу его противники, хранивший материалы генерал Кишчак хотел, чтобы эти документы предали огласке лишь после смерти лидера польской "Солидарности". Сам Валенса, впрочем, на протяжении 30 лет говорит: "Маленькие люди не могут судить победителя, определившего в 70-м главный путь борьбы".