Прокуратура открыла антиэкстремистский интернет-пост

В России появился первый интернет-пост, отслеживающий в сети материалы экстремистской направленности.

В России появился первый интернет-пост, отслеживающий в сети материалы экстремистской направленности.

"В Санкт-Петербурге создан интернет-пост и в ежедневном режиме ведется мониторинг интернет-пространства. По его результатам, провайдерам направляется информация о существовании интернет-ресурсов, допускающих экстремистские проявления, с предложением решить вопрос о расторжении соответствующих договоров и закрытии соответствующих ресурсов. И в принципе, как правило, они идут навстречу", - сообщил ИТАР-ТАСС во вторник заместитель начальника управления Генпрокуратуры РФ по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействию экстремизму Алексей Жафяров.

Говоря о проблеме распространения экстремистских идей через Интернет, представитель Генпрокуратуры напомнил о громком "деле Рыно-Скачевского" по обвинению группы несовершеннолетних в 19 убийствах и 13 покушениях на граждан неславянской внешности. "Как показало расследование, группа складывалась через общение в Интернете в соответствующих блогах, а ряд преступлений они фиксировали на видео для последующего размещение в сети Интернет, - отметил Жафяров. - И здесь приходится говорить о том, что в "глобальной сети" до сих пор практически бесконтрольно размещаются материалы, которые могут служить как идеологической основой для оправдания экстремистских действий, так и непосредственно методические материалы".

Алексей Жафяров напомнил, что Генпрокуратура уже направляла свои предложения в Госдуму. "Мы считаем, что в существующих рамках, когда деятельность Интернета законодательно слабо регламентирована, нужно идти по пути создания неких механизмов самоконтроля со стороны поставщиков этих услуг. Ведь осознание того, что эти проявления опасны, существуют у поставщиков услуг, но очень часто они сами лишены возможности оперативно реагировать на такие проявления на своих ресурсах. Тут затрагиваются вопросы авторского права, имущественного, договорного права", - отметил представитель Генпрокуратуры.

"Понятно, что многие опасаются введение цензуры в интернет-пространстве, которое многими воспринимается как глоток свободы. Но нужно взвесить и оценить степень, с одной стороны, общественной полезности (свободы мнений), с другой стороны, общественной опасности таких проявлений, когда в открытом доступе демонстрируются кадры казни и пыток, сопровождающиеся определенной идеологической подпиткой, когда публикуются списки общественных деятелей с указанием их личных данных с призывом или намеком, что над ними нужно учинить расправу, когда публикуются инструкции, фактически, по совершению преступлений. Существует целый ряд материалов, которые в принципе не должны публиковаться в нормальном обществе", - заметил Жафяров.

"В этом отношении очень показательна позиция Европейского суда по правам человека, который в свое время сформулировал, что демократия должна уметь сама себя защищать. А все сводить только к реагированию правоохранительных органов путем возбуждения уголовных дел - это тоже не всегда правильно, - считает представитель Генпрокуратуры. - Альтернатива на сегодняшний день - это только самоцензура, самоконтроль со стороны тех, кто обеспечивает предоставление услуг в Интернете".

"Мы предложили провайдерам пойти по такому пути. Мы обратились в министерство связи с предложением создать межведомственную рабочую группу по этим вопросам с привлечением наиболее крупных поставщиков интернет-услуг и вырабатывать с ними некие модели и механизмы работы, - добавил Жафяров. - Но ведь и государство, и общество не могут быть заложниками чьего-то мотива - "захотел или не захотел". Нам известны случаи, когда информационные порталы специально создаются, причем на зарубежных площадках, именно с целью проводить в жизнь такого рода идеологию. В этом случае, я считаю, нам надо вырабатывать какую-то позицию на законодательном уровне".