За неприкосновенными и террористами в Сирии проследит спецгруппа

Чтобы соглашение о перемирии в Сирии не осталось на бумаге, всем участникам предстоит проделать огромную работу. Среди факторов риска не только поддерживающая экстремистов Турция и сирийская оппозиция, но и сложная гуманитарная ситуация, и отсутствие взаимодействия между антииголовской коалицией.

Чтобы соглашение о перемирии в Сирии не осталось на бумаге, всем участникам предстоит проделать огромную работу. Среди факторов риска не только поддерживающая экстремистов Турция и сирийская оппозиция, но и сложная гуманитарная ситуация, и отсутствие полноценного взаимодействия между антииголовской коалицией под руководством США и правительственными силами. Поэтому следить за соблюдением режима прекращения огня будет Целевая группа под председательством России и США.

Мало перестать стрелять друг в друга, нужно еще как минимум – подтвердить готовность к политическому диалогу, отказаться от захвата новых территорий, всячески содействовать гуманитарным организациям и соизмерять использование силы, то есть, применять ее только в рамках самообороны.

Помимо ИГИЛ (запрещена в РФ)и "Джабхат ан-Нуср (запрещена в РФ)ы" продолжится война и с другими террористическими организациями, которые таковыми признает Совбез ООН. И это ключевое замечание, потому как единства на Ближнем Востоке по этому вопросу нет. К примеру, турецкие власти называют террористами курдских повстанцев, которые по факту сейчас успешнее всего отвоевывают новые территории у радикальных исламистов. Зато джихадистов "ан-Нусры" турки террористами не считают и поддерживают.

Десятки вооруженных формирований воюют в Сирии, все они преследуют свои интересы. О единой линии фронта говорить не приходится, стычки и провокации наверняка продолжатся. И тем не менее, благодаря соглашению, масштабы боевых действий уменьшатся, появится шанс оказать гуманитарную помощь мирному населению, которое уже пять лет живет в состоянии войны.

"Соединенные Штаты никогда в жизни не заключали никаких соглашений со странами, которые находятся под санкциями. Со слабым не говорят, со слабым не договариваются, слабых ставят в те условия, которые выгодны сильным. Поэтому очевидно, то, что произошло в Сирии за последние месяцы, после того как Россия вмешалась в конфликт, позволило разговаривать с позиции равенства", — считает Вячеслав Никонов, депутат Госдумы РФ, политолог, историк.

То, что предлагала Россия с самого начала воздушной операции — обменяться разведданными, наконец произойдет. Для начала Россия и Штаты поделятся всей имеющейся у них информацией о том, в каких границах и на каких территориях находятся отряды, подтвердившие приверженность режиму тишины. Затем целевая группа, созданная под эгидой ООН, сядет за географические карты и определит границы земель, которые контролирует ИГИЛ, "ан-Нусра" и другие исламистские группировки. Эта же группа обеспечит связь между сторонами конфликта, она же будет разрешать споры, в случае нарушения перемирия. Если какая-то вооруженная группировка будет нарушать договоренности, ее просто исключат из числа неприкосновенных.

Кто же на сегодняшний день уже заявил о готовности следовать пунктам российско-американского договора. Сирийская армия — безоговорочно. Высший комитет сирийской оппозиции выдвигает условия — требует освобождения своих соратников из тюрем. Официальная Анкара приветствует, но турецкая артиллерия активнее стала обстреливать отряды курдской самообороны.

"Там будет наверняка действовать турецкий спецназ, турецкие "Серые волки", разведка, контрразведка и еще много чего, террористы, которых Турция поддерживает. Вопрос, сколько у Турции резервов для таких действий и что Турция может поделать против договора Америки и России? Я думаю, ничего", — говорит Евгений Сатановский, президент независимого научного центра "Институт Ближнего Востока".

Теперь есть шанс сосредоточиться на освобождении новых населенных пунктов от террористов. На очереди Алеппо, второй по величине город в Сирии. Самые ожесточенные бои сейчас здесь. Если посмотреть на карту и увидеть, какие площади закрашены черной краской, можно подумать, что расстановка сил не в пользу легитимной власти. Но вообще-то крупные города постепенно уходят из-под влияния халифата, остаются большие по площади пустынные земли. Их, собственно, и контролировать сложно. Просто здесь у боевиков сосредоточены основные опорные базы и нефтяные объекты. В ближайшее время за них развернутся серьезные баталии.

Впереди еще много работы. Одна из важнейших задач — установить мониторинг за режимом перемирия, а это очень непросто сделать. Размещать в Сирии наблюдателей ООН пока не планируется, слишком это опасно.