"Городские технологии": снос павильонов

Под этими завалами похоронена эпоха дикого капитализма. В ночь на вторник на улицы Москвы вышло около семисот единиц спецтехники, которая прошлась ковшом по незаконно построенным торговым объектам. Это, безусловно, стало главным событием недели для Москвы.

Под этими завалами похоронена эпоха дикого капитализма. В ночь на вторник на улицы Москвы вышло около семисот единиц спецтехники, которая прошлась ковшом по незаконно построенным торговым объектам. Это, безусловно, стало главным событием недели для Москвы, потому как сносили не киоски или ларьки, а довольно большие, и что еще важнее – капитальные – строения. На некоторых участках еще продолжается расчистка завалов.

Государственное бюджетное учреждение "Автомобильные дороги" вывело на демонтаж зданий около семисот единиц техники. Работы велись одновременно на 97 участках. За две ночи было демонтировано 85% конструкций и вывезена половина всего строительного мусора. В правительстве Москвы заверили: на месте снесённого самостроя не появится ни новых торговых павильонов, ни платной парковки.

"Я попрошу, чтобы в кратчайшие сроки был наведён порядок, убран строительный мусор, создано временное благоустройство, и затем после проектных работ сделано уже качественное благоустройство. Причём эти проекты, знаковые проекты, согласуют с москвичами", — распорядился мэр Москвы Сергей Собянин.

Торговый самострой – это наследие 90-х годов. На волне дикого капитализма бизнесмены буквально окружили все станции метро палатками, которые позже превратились в полноценные магазины или даже торговые центры. Хотя официальных разрешений город на это никогда не давал.

"Многим из этих предпринимателей выдавались разрешения на временные объекты, не на капитальные. С течением времени эти объекты превратились в капитальные. Исходят из логики, что ничего не бывает более постоянного, чем временное", — рассказывает уполномоченный по защите прав предпринимателей г. Москвы Михаил Вышегородцев.

На той же "Сухаревской" разрешение на возведение торгового объекта выдавалось в 97-м году сроком всего на пять лет. В итоге двухэтажный купольный павильон простоял над выходом из метро без малого двадцать лет.

"Эти объекты усложняли, в том числе, подъезд машин наших служб технических, которые вызываются в случае аварийных ситуаций. Эти объекты также мешали проходу пассажиров. Но самое важное, что они создавали нагрузку на конструкции метро и повышали угрозы террористических актов", — объяснил начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов.

Несогласованная в свое время с метрополитеном пристройка на Савёловской привела к возникновению трещин в подземном переходе. Специалистам еще предстоит вскрыть часть стены, чтобы понять степень деформации. "Характер данных трещин, что на этой стене, что на противоположной, он симметричный. Ну, это свидетельствует, что нагрузки, которые действуют на инфраструктуру подземного перехода, они значительные. Когда здание будет снесено, мы проведем детальное исследование оставшегося фундамента. Проведем изыскательские работы. И поставим здесь уже современный навес над лестничным маршем, отремонтируем, сделаем все работы", — обещает начальник дирекции инфраструктуры Московского метрополитена Марат Хаков.

Магазины на "Чистых прудах" располагались и вовсе над тоннельной частью метрополитена. И, как говорят специалисты, был даже риск частичного обрушения. А в районе "Сокола" долгое время были застроены входные группы метро. Это создавало препятствия для пассажиропотока.

"Мы считаем, что это вопиющий случай, когда застроено подэстакадное пространство между колонами станции метро. Это ранняя территория. Предназначалась, чтобы люди выходили из метро и могли спрятаться от осадков. Мы видим, что тут два этажа застроено. Это общегородская территория, которая должна использоваться жителями", — говорит начальник Госинспекции по недвижимости г. Москвы Сергей Шагуров.

Торговые павильоны на "Соколе", к тому же, располагались непосредственно над газопроводом среднего давления. Что является грубым нарушением техники безопасности строительства. "Какую угрозу представляет объект – понятно. В случае повреждения нет возможности быстрой локализации аварийной ситуации, а в присутствии по соседству вестибюлей метро и переходов, которые являются объектами неглубокого заложения, есть угроза, что газ может попасть и в эту среду, — пояснил ненеральный директор ОАО "Мосгаз" Гасан Гасангаджиев. — Во избежание такой ситуации принимаются меры, чтобы освободить действующий газопровод от строений, которые мешают проводить весь комплекс мероприятий".

За последние три года в Москве снесли больше тысячи объектов самостроя – в основном, небольших строений: киосков, кафе, гаражей-ракушек. Взяться же за такие крупные объекты, как торговые павильоны у станций метро, позволили федеральные поправки в 222-ю статью Гражданского кодекса, которые дали право местным властям сносить самовольные постройки во внесудебном порядке. Что интересно, муниципалитет может признать объект незаконным даже при наличии у владельца права собственности.

"Надо понимать, что само наличие такой бумаги – права собственности – не означает, что существовали юридические обоснования для возникновения такого права. Необходима либо гражданско-правовая сделка (купля-продажа, получение земли вы аренду, либо акт введения объекта в эксплуатацию). Таких актов не было, несмотря на документ о праве собственности", — объясняет председатель комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семенников.

Тему правовых обоснований сноса в одной из социальных сетей прокомментировал и мэр Москвы Сергей Собянин: "Снос незаконных строений в Москве — наглядный пример того, что в России не продается правда, наследие, история нашей страны. Нельзя прикрываться бумажками о собственности, приобретенными явно жульническим путем",

В результате массовой волны сноса самостроя в Москве появится 50 тысяч квадратных метров новых благоустроенных территорий. Об этом положительно отзываются не только специалисты, но и простые москвичи.

"Как будто стряхнули с себя вот эти наросты многие памятники архитектуры – в первую очередь, это павильоны метро в центре города. Павильон "Чистые пруды" не был рассчитан на обстройку этими помещениями. Отрадно, что череда магазинов исчезла с Гоголевского бульвара. Они там никоим образом стоять не могли, поскольку это территория памятника. Тем не менее, около двадцати лет они там простояли. Разговоры, что эти постройки были законными, вызывают у меня удивление, законным это быть не могло", — уверен член координационного совета "Архнадзор" Константин Михайлов.

- Смотрелось не очень. С этим надо согласиться, конечно.

- На самом деле, мы сейчас шли с Мясницкой улицы, повернули и, наконец-то, увидели памятник Грибоедову! Просто мало кто знает, что здесь стоит памятник. А теперь видно. Так что я тоже за снос таких объектов.

- С точки зрения архитектуры и градостроительства – это, безусловно, победа.

Из 104 объектов самостроя на этой неделе снесли только 97. По оставшимся адресам еще не вышел срок для самостоятельного демонтажа. В частности, у собственников торгового центра на Пушкинской есть время до 23 февраля. Ну а если они не выполнят предписание – а, скорее всего, так и будет – то уже 24-го числа здесь появиться городская строительная техника.

Скажу больше: власти Москвы не исключают, что в будущем список торговых объектов, подлежащих сносу, расширится.

"Однозначно в этом списке больше объектов, чем те 104, которые попали в постановление 829. Я уверен, что еще объекты будут включаться после проведения всех необходимых экспертиз и правовой оценки", — говорит руководитель департамента торговли и услуг г. Москвы Алексей Немерюк.

За последние пять лет число ларьков и киосков в Москве сократилось в три раза. В 2010 году было двадцать две тысячи объектов, сегодня – семь с половиной тысяч. При этом оборот розничной торговли в столице, наоборот, растет. По прошлому году – это плюс два процента или в абсолютных цифрах – четыре триллиона рублей. Предпринимателей не выдавливают из города, а предлагают им перейти на новые форматы торговли.

Отработанный на Центральном округе Москвы, новый формат мелкорозничной торговли теперь распространяется на весь город. До конца года за счет бюджета закупят около трех тысяч современных киосков для продажи цветов, мороженого, прессы, хлебобулочных изделий. Победители аукционов получат право долгосрочной аренды – сроком на пять лет.

"Во-первых, мы понимаем, что в течение пяти лет мы будем находиться на этом месте. И мы понимаем, будучи еще компанией-производителем, какие объемы производить, где мы будем их реализовывать, создаем рабочие места, то есть все взаимосвязано. Пять лет — это очень хорошо", — считает заместитель генерального директора продовольственной компании Елена Апостолова.

Минимальная стоимость аренды такого киоска – 7 тысяч рублей в месяц. Первые торги показали, что ставка в среднем поднимается на 30%. Департамент торговли оценивает, что затраты на покупку ларьков город сможет окупить за два-три года.

"Город в любом случае за полтора-два года при тех ставках, которые есть сейчас (мы разыграли порядка ста объектов), мы видим, что заинтересованность бизнеса высокая в этом сегменте. Люди приходят, участвуют в аукционах, выигрывают объекты, мы понимаем, что рынок интересен", — говорит руководитель департамента торговли и услуг г. Москвы Алексей Немерюк.

Около трехсот помещений площадью до 150 квадратных метров также будут выставлены на аукцион в этом году. Срок аренды еще больше – 10 лет.

Спрос на небольшие объекты городского имущества только за прошлый год в Москве вырос на треть.

"Наибольшая заинтересованность у бизнеса в 2015 году – объекты от 50 квадратных метров. Для малого бизнеса, для стрит-ритейла, для объектов шаговой доступность. Большая часть объектов размещается в жилых массивах, и интересна этому сегменту бизнеса", — поясняет заместитель руководителя департамента г. Москвы по конкурентной политике Александр Лукин.

В феврале пройдут и первые аукционы на аренду новых торговых площадей в переходах метро. Разыграют 79 лотов — это около 250 розничных точек.

" Метрополитен за свой счет построит торговые павильоны. И те организации, которые на конкурсе смогут получить право торговли, уже поставят туда внутреннее оборудование. Цивилизованная торговля, как небольшой торговый центр. Если там продаются товары, которые необходимо примерять, должна быть инфраструктура, чтобы можно было зайти и примерить обувь, например. Вот такой должен быть формат, который уважает покупателя", — считает руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Максим Ликсутов.

Среди форматов мелкорозничной торговли, на которые Москва делает ставку, есть и "вендинг". Предполагается, что в столице появится до ста тысяч автоматов торговли. Уже объявлен первый лот.

"Тендеры проводит правительство Москвы. Это порядка 140 точек, в первую очередь, переходы, остановки. Там можно ставить. Арендные ставки достаточно хорошие. Позволяет зарабатывать", — говорит финансовый директор вендинговой компании Денис Трифилов.

Очевидно, что реформа мелкой розницы, которая была начата в Москве пять лет назад, сейчас обретает завершенный вид. Появилась ясность со схемой размещения торговых точек, размером арендных ставок и ассортиментом, с которым предприниматели могут выходить на рынок столицы.

"Я уверен, что вы тоже застали указ Ельцина о свободе торговли, где каждый мог торговать где угодно и чем угодно. Кроме оружия, химикатов, всем остальным — можно было. Вот заметьте, это ушло, а сожаления нет. А теперь заметьте, киоски на определенных площадях. Информация о площадях есть, прозрачная, понятная, ясно от чего цена зависит. Бизнес это поддерживает, потому что понятная, прозрачная система добавляет уверенности", — считает старший вице-президент Торгово-промышленной палаты г. Москвы Владимир Платонов.

Справедливости ради надо сказать, что незаконные торговые объекты, которые пошли под снос, хоть и уродовали город, но были удобны для людей. Можно было по пути забежать в павильончик и купить хлеб или воду. Так что, выстраивая новую инфраструктуру мелкорозничной торговли, город, как мне кажется, должен сохранить принцип шаговой доступности.