Православные заговорили о необходимости терциариев

Выход в свет книги "Миряне - кто они?" послужил поводом для дискуссии о роли мирян в Церкви. Обсуждение этого вопроса привело к неожиданному и малоприятному для всех вердикту.

Выход в свет книги Марины Нефедовой "Миряне — кто они? Как в православии найти себя" послужил поводом для дискуссии о роли мирян в Церкви. Ради вынесения вердикта по этому вопросу на презентации книги встретились поэт, переводчик, ученый Ольга Седакова, психолог Борис Братусь, глава культурного центра "Покровские ворота" Жан-Франсуа Тири и руководитель благотворительного фонда "Предание" Владимир Берхин.

В конце XII века Католической Церкви несказанно повезло. В городе Ассизи в добропорядочной и благополучной семье родился мальчик Франциск. Его биография подробно изучена историками, агиографами, богословами, настолько велик интерес к Франциску Ассизскому, благодаря которому появился Орден францисканцев, куда входят терциарии (Ordo Tertium).

Будучи мирянами, они не дают торжественных монашеских обетов и не обязаны проживать в монастырской общине. Своей главной задачей терциарии считают достижение евангельского совершенства в мире, ведение благотворительной деятельности и оказание помощи духовенству. Нынешняя структура Ордена терциариев была установлена в 1883 году Папой Римским Львом XIII. Сам Франциск своих последователей называл братцами: они и были его братьями по духу. Для остального мира францисканцы – Орден мирян.

Католической Церкви повезло потому, что Франциск Ассизский создал прецедент, места которому не было (и так и не появилось) в Православной Церкви, где всегда особенно выделялись и прописывались институты священства и монашества. Или, по словам Ольги Седаковой, "православие традиционно опиралось на монашество, и жизнь в миру была не оформлена".

Как результат, миряне на протяжении веков оставались фоном для развития этих двух структур. Можно, конечно, говорить, что миряне были представлены на церковных Соборах, их присутствие довольно заметно на Всемирном русском народном соборе, они работают во многих отделах Московской патриархии, занимаются богословием, библеистикой, переводами христианских текстов. Но при всем богатстве выбора роль мирян всегда вторична. По многим причинам, начиная с той, что представляют они не свои приходы или серьезные организации мирян (которые не существует), а только самих себя.

Разговор был бы бессмысленен: что толку проговаривать всем известную ситуацию. Однако православные миряне все же нашли способ обозначить свое присутствие в Православной Церкви. В результате появилась книга "Миряне — кто они? Как в православии найти себя". Это сборник рассказов об очень разных людях, представляющих мирское лицо Церкви. Пожалуй, единственно возможный путь, чтобы заявить о себе, чтобы понять, что объединяет писателя, журналиста Александра Архангельского и бабу Нюру, поэта Ольгу Седакову и директора благотворительного фонда Елену Альшанскую, психолога Бориса Братуся и многодетную мать Марию Красовицкую. Конечно, все они православные принадлежат к приходам, епархиям, Русской Православной Церкви. Но какова их роль – как мирян – в жизни Церкви. Какова роль каждого мирянина?

Сразу скажу: дискуссии не получилось. Во-первых, все сразу согласились, что миряне разобщены, что приходской жизни в том понимании, которое заложено в слово приход, практически нигде не существует. Кроме того, мирян, настаивающих на активном участии в жизни Церкви, сегодня единицы. Последний факт как нельзя лучше иллюстрировали слушатели: как ни старались "диспутанты" расшевелить публику, бросая в зал довольно провокационные заявления об инфантилизме, нежелании взять риск на себя, дистанции между священником и мирянином, как ни просили задавать им вопросы, народ по точному определению Пушкина в финале трагедии "Борис Годунов" "безмолвствовал".

Так что герои книги стали общаться друг с другом. И Ольга Седакова напомнила, что католикам повезло и позже, когда Франциска Ассизского поддержал Данте ("его попросили придумать молитвенное правило, которое могло бы обобщить присущее всем немонахам").

Добавлю, что совсем недавно, в середине ХХ века, Ватикан в который раз столкнулся с твердым намерением мирян заявить о своем присутствии в Католической Церкви. Некоторое время к ним присматривались с определенной долей опаски, после чего было решено, что лучше благословить (и контролировать) стихийно возникшее желание мирских людей быть ближе к Церкви, чем отталкивать их от себя. Так появились движения.

Да, конечно, Франциск Ассизский прекрасно проповедовал. Он был одарен как поэт и как актер, и оба эти дарования отражались не только в словах, но и в звучании голоса, в его движениях. Он был готов к проповеди всегда и говорил с одним человеком так же пылко, как с тысячами. Эта традиция бесстрашной проповеди мирянина любой аудитории (словом и делом) вплоть до священства и главы церкви не утрачена в Католической Церкви. Больше того, считается сегодня делом совершенно обыденным, нормальным.

Для мирян — адептов Православной Церкви — возможность поиска своего пути представляется мероприятием весьма авантюрным, хотя они стараются его обрести в благотворительности и в культуре. Например, заявляя о себе, о своем интересе через книги.